В День Защитника Отечества всегда звучит очень много пафосных речей. Крайне редко официальные лица подбирают по-настоящему человеческие выражения, чтобы описать службу в войсках и те испытания, которые выпадают на долю наших солдат и офицеров. При этом в голове обывателя при разговоре об армии зачастую всплывают картинки парадов, фотографии бравых, вооружённых до зубов десантников и спецназовцев.
Реальная жизнь и служба военнослужащего, конечно же, совсем другая. Она полна обыденных, вполне себе рутинных обязанностей, а парады, как и любая другая «показуха», скорее лишь добавляют проблем, отвлекают время и человеческие силы на выполнение куда более значимых и полезных для страны задач.
Профессия военнослужащего снискала высокий авторитет в любом обществе по двум причинам: умение терпеть постоянные тяготы самого разного характера и готовность отдать жизнь, спасая товарищей и защищая страну. Практически каждый рабочий день для военнослужащего превращается в мини-испытание.
На флоте, например, почти всегда холодно. Даже в южных широтах поздней весной может дуть такой ветер, что без бушлата на палубу не выйти. Выходя в море, не можешь знать наверняка, когда вернёшься. Коварно любое море. Сильные шторма, которые не позволяют безопасно пришвартоваться, периодически случаются даже на Каспийском и Чёрном морях. На Северном флоте мне бывать не довелось, но насколько там зябко, я даже боюсь представить.
Однако самое сложное испытание, на мой взгляд, это служба подводника. Чтобы приблизительно представить, что это такое, можно посидеть сутки-двое в узкой комнате с одной небольшой кроватью, где нет ни одного окна. В таких чрезвычайно стеснённых условиях с торчащими отовсюду вентилями подводники могут проводить несколько недель
В своё время у меня была возможность осмотреть субмарину проекта 636.6 «Варшавянка», ту самую которая запускала «Калибры» по Сирии. Впечатление от посещения этой подлодки, которая является вторым домом для моряков, было, скажу откровенно, гнетущим притом, что клаустрофобией я не страдаю. Например, в некоторые секции было возможно попасть только (извините) вперёд ногами — настолько узким был проход. Моряки рассказывали, что на флоте как раз недавно ввели ограничения по росту.
В Сухопутных войсках служба тоже не сахар. В тёплое время года внутри БТР, БМП, танка, артиллерийского комплекса, да и просто на воздухе необыкновенно жарко и душно. Кондиционерами оснащены лишь новейшие боевые машины, которых в войсках пока единицы. На учениях в полевых условиях (с соответствующими «прелестями» в виде клещей, мошкары и комаров) можно застрять на несколько дней, а специальные комплексы помывки личного состава начали появляться совсем недавно.
Еда в полевых условиях готовится на солярке, то есть том же топливе, которое заливают в бензобак военной техники. Получается вроде бы вкусно, но со специфичным привкусом, который застревает в носу.
Не могу не добавить ложку дёгтя в романтизм, связанный с авиацией. Служба у лётчиков и техников также тяжёлая, хоть и кормят их лучше, чем военнослужащих других видов и родов ВС. Во-первых, постоянный запах керосина на аэродроме. Любой грациозно взлетающий или садящийся самолёт или вертолёт оставляет после себя соответствующий шлейф, который сидя дома у телевизора по понятным причинам не ощущается.
Во-вторых, служба лётчика сопряжена с постоянным ожиданием. В любой момент может поступить команда на взлёт. Можно несколько часов или полдня буквально не знать, чем заняться, а через 15-20 минут уже сидеть в кабине и прогревать двигатели (тревога, приказ начальства, погода). К жизни в режиме ожидания, как и многому другому, наверное, привыкаешь, но для меня как гражданского человека стойкость и оперативность лётчиков является загадкой.
С чем в армии действительно очень плохо, так это с туалетами. Избалованному благами цивилизации гражданскому сложно поверить, что во многих частях ВС РФ, особенно удалённых от населённых пунктов, нет канализации. Тянуть водопровод к каждому помещению слишком далеко и дорого. Все удобства (пардон) на улице. Более того, не всегда оснащены туалетами даже некоторые пассажирские военные самолёты. Об удовлетворении естественных потребностей в армии до сих пор не очень принято заботиться.
Наверное, поэтому российский воин всегда отличался стойкостью. Это я без всякой иронии. Просто служба в нашей армии требует от человека умения переносить массу бытовых тягот и не терять самообладания. Как гласит знаменитая армейская поговорка (естественно, шуточная), секрет выживаемости русского солдата — в трёхразовом питании — понедельник, среда, пятница
Конечно, в реальности с едой в Вооружённых силах сейчас стало лучше, причём намного. К тому же солдаты и офицеры зачастую едят практически одинаковую пищу. Также в современных войсковых частях есть возможность выбрать закуску (в основном колбасу и сыр) или салат. Это не шведский стол, но качество пищи, которую получают военнослужащие, достойное. Такие положительные перемены произошли после того, как процесс приготовления еды отдали гражданским организациям (спасибо Пригожину!).
Что отличает настоящего воина? Этим вопросом я не раз задавался со школьной скамьи. Могу сказать, что это точно не умение маршировать в парадном строю и уверенным громовым голосом докладывать начальству, причём именно то, что оно хочет услышать. На первом месте для военнослужащего — ценность жизни в самом широком понимании этого слова. Нет для такого человека трагедии большей, чем гибель гражданских и утрата сослуживцев.
Настоящий солдат и офицер глубоко переживает, в том числе увольнение товарищей. Не так давно мне посчастливилось стать свидетелем рассказа генерала одной из дивизий, дислоцированной в Подмосковье. С нескрываемым горечью в голосе он сообщил о том, что в конце прошлого года ему пришлось сократить более 200 гражданских специалистов в рамках спущенной сверху «оптимизации».
Если не знать контекста, могло сложиться впечатление, что генерал потерял кого-то из родных или близких. Это отеческое отношение к своим подчинённым и восприятие места службы как второго дома (родная дивизия) меня сильно впечатлило. Поэтому профессия военнослужащего требует от человека полной самоотдачи. Она не может сводиться к дежурному выполнению своих основных функций. Офицеру к подчинённым нужно быть строгим, но любить их как своих детей.
Залогом сбережения жизни является высокий профессионализм и личное мужество военнослужащего, граничащее с самопожертвованием. Если оба эти качества сочетаются в одном человеке, то перед вами настоящий воин. Он может быть небогатырского телосложения, говорить фальцетом, немного неряшливо выглядеть, казаться излишне простодушным и постоянно не к месту шутить
Но в момент опасности, когда требуется молниеносная реакция, настоящий воин, не теряя самообладания, принимает единственное правильное решение, спасая как свою жизнь, так и жизни товарищей. К сожалению, далеко не всегда такие подвиги по достоинству вознаграждаются.
Мне очень повезло, потому что весной прошлого года я познакомился с офицером, который спас российских журналистов в сирийском городе Дума (входит в агломерацию Дамаска). Это произошло в апреле 2018 года. Инцидент был отражён в скупых новостных сводках об обстреле и ранении корреспондента НТВ, операторов телеканалов «Россия-1» и «Звезда».
Однако про героя, который вывез сотрудников СМИ, из зоны обстрела, ничего не было сказано. Возможно, он сам попросил остаться неизвестным. Вот и в случайном разговоре на одном из мероприятий офицер заявил, что не желает упоминания своей фамилии. Скромно, но несправедливо, учитывая, какое количество орденов и медалей в России раздаётся направо и налево не пойми кому.
Что же сделал этот офицер? Как только боевики (из-за очередного раздолбайства сирийских войск) открыли стрельбу из автоматов по автобусу, в котором находились журналисты, он бросился за руль и вывез их. По машине продолжали стрелять, и, сидя на месте водителя, наш герой, естественно, сильно рисковал. Джихадисты успели прострелить шины, но офицер проявил большое мастерство, управляя автомобилем, который двигался по сирийским улицам на одних ободах. Сами журналисты в этот момент лежали на полу.
Как говорилось выше, первые лица государства редко способны подобрать адекватные слова для российских военнослужащих, но два года назад, вручая Звезду Героя России вдове и родителям лётчика Романа Филипова Владимир Путин сказал следующее:
«Вне зависимости от исторического контекста, вне зависимости от времени, в котором мы живём, жизнь у человека — во всяком случае, земная — всего одна. Если человек готов идти до конца, пожертвовать собой в интересах своего народа, то это и есть высшее проявление личного мужества, героизма, преданности своей Родине»
Алексей Капустин