Русские Вести

Истребители смогут наводить на цели зенитные комплексы


Российские самолёты-невидимки научат находить цели для зенитных комплексов «Прометей» и «Триумф». Новейшие истребители пятого поколения Су-57 получат возможность выдавать целеуказание ракетам и обмениваться информацией с передовыми системами противовоздушной и космической обороны С-500 и С-400.Для этого на самолётах установят специальную аппаратуру и программное обеспечение, сообщили источники в оборонном ведомстве. «Сухие» в автоматическом режиме смогут передавать зенитным расчётам информацию об обнаруженных объектах. Также они смогут получать данные о воздушном противнике от наземных радаров. По мнению экспертов, такое взаимодействие радикально увеличит боевую мощь российской ПВО.

Потенциал интеграции

Су-57 после модернизации получат возможность интегрироваться в современные автоматизированные системы управления (АСУ) ПВО, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Они смогут наводить ракеты и сами получать данные о воздушной обстановке от наземных радаров. Провести экспериментальную отработку информационного обмена между истребителем и зенитными комплексами планируется до конца нынешнего года. Такой срок указан в утверждённом оборонным ведомством и авиастроителями плане работ (имеется в распоряжении «Известий»).

В России ведётся разработка и внедрение АСУ ПВО. Она позволяет связать вместе различные системы противовоздушной обороны современного поколения, от дальнобойных С-400 и С-500 до комплексов средней и малой дальности, таких как «Бук-М3», «Тор-М2» и «Панцирь-С».

Боевые расчёты зенитной ракетной системы С-400 «Триумф» на боевом дежурстве по охране воздушных рубежей Калининградской области
Фото: ТАСС/Виталий Невар
 

— Когда наладят обмен информацией между Су-57 и зенитно-ракетными комплексами, всё будет интегрироваться в командном пункте, образуя единое информационное поле, — рассказал «Известиям» экс-замглавкома ВВС по вопросам Объединённой системы ПВО СНГ Айтеч Бижев. — Лётчик будет понимать, слышать и видеть, чем руководствуется старший начальник для принятия решений. Такая система, во-первых, намного повышает боевые возможности использования ЗРК и авиации, а во-вторых, позволяет оптимизировать управление средствами.

Ранее командир дивизии, у которого в подчинении были авиационные и зенитно-ракетные полки, обеспечивал порядок взаимодействия между ними. В его задачи входило не допустить уничтожения собственными системами своей авиации. И это было узким местом. Использовать средства приходилось последовательно. Зенитные войска вступали в бой, только после того как авиация отработала на дальнем рубеже, реализовала свои боевые возможности, но воздушный противник продолжал продвигаться, отметил эксперт.

Загрузка боекомплекта на ЗРК «Тор-М2»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
 

— Наши современные самолёты дальнего обнаружения А-50 уже обеспечивают локационную разведку и выдают информацию на соответствующий командный пункт ПВО для наращивания радиолокационного поля, своевременного обнаружения и целеуказания, — рассказал «Известиям» бывший начальник зенитно-ракетных войск генерал-лейтенант Александр Горьков. — Но на А-50 для этого находится целый расчёт специалистов. Иной разговор, если Су-57 будут наводить с командных пунктов «четырёхсотки» и других комплексов ПВО. Это прямое взаимодействие с большими дальнобойными системами может обеспечить безопасность своей авиации при их применении. А это действительно очень сложный вопрос, актуальный везде и всегда.

Большая модернизация

В декабре прошлого года в состав ВКС поступил первый серийный Су-57. Ранее заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил, что до конца 2024 года войска получат 22 таких самолёта. По его словам, уже прорабатываются мероприятия по увеличению закупки истребителей. Дополнительный контракт на них могут заключить после принятия обновлённой версии Государственной программы вооружений.

Подписанный в 2019 году договор между Минобороны и компанией «Сухой» предусматривает строительство 76 серийных истребителей Су-57 до конца 2028 года. Часть из них будет выполнена по модернизированному варианту «второго этапа».

Первый серийный «пятьдесят седьмой» в декабре прошлого года был принят Минобороны. Он присоединился к программе испытаний, ведущейся в 929-м Государственном лётном испытательном центре (ГЛИЦ).

Как ранее сообщали «Известия», параллельно с налаживанием серийного выпуска Су-57 уже идёт и разработка его модернизированного варианта. Опытно-конструкторской работе (ОКР) по созданию истребителя «второго этапа» присвоено обозначение «Мегаполис».

Турбореактивный двигатель АЛ-41Ф1
Фото: commons.wikimedia.org/Vitaly V. Kuzmin
 

Одним из важнейших отличий станет новый двигатель, известный как «изделие 30». Он создавался специально для Су-57, но разработка затянулась. Предсерийные и серийные образцы пока летают с турбореактивными АЛ-41Ф1. Такие же устанавливаются и на истребители Су-35С поколения 4++.

У «изделия 30» по сравнению с АЛ-41Ф1 серьёзно повышена тяговооружённость. Она должна обеспечить истребителю возможность выходить на сверхзвуковую скорость без включения форсажа и продолжительное время двигаться на ней без излишнего расхода топлива.

Завершение ОКР «Мегаполис» и начало производства модернизированных Су-57 с новыми двигателями запланировано на середину 2020-х годов.

В её рамках планируется также заменить гидравлические приводы управляющих поверхностей самолёта на электромоторы. Это должно снизить заметность истребителя для радиолокаторов, облегчить его, а также повысить живучесть в бою.

Серьёзно обновят и кабину лётчиков. Её оснастят новыми многофункциональными экранами и широкоугольным коллиматорным прицелом, а также панорамными индикаторами. На модернизированном «Сухом» проведут работы по дальнейшему снижению его заметности для радаров. Расширят и арсенал высокоточного оружия нового самолёта.

Су-57 стал первым истребителем, разработанным в современной России с нуля. Остальные модели создавались как глубокие модификации исходно советских образцов. Проектирование заново позволило внедрить на него самые передовые достижения науки. Ключевым отличием от боевых машин четвёртого поколения стало использования технологий малозаметности. Благодаря им самолёт труднее обнаружить радарами и поразить ракетными комплексами.

Антон Лавров  Алексей Рамм

Источник: iz.ru