Русские Вести

Интеллект на службе ПВО


Комплекс пассивной локации и система помех, разработанные в АО «НТЦ РЭБ», уникальны.

В любом из образцов, созданных нашими специалистами, аккумулированы лучшие достижения в области военного дела, радиоэлектроники, прикладной математики и других смежных отраслей науки, убежден генеральный директор АО «НТЦ РЭБ» Александр Саркисьян.

– Александр Павлович, что вы можете сказать о значении радиоэлектронной борьбы в современном вооруженном противоборстве, какое место в этой области занимает ваша компания?

– Более чем за 110-летнюю историю своего развития радиоэлектронная борьба из вида боевого обеспечения превратилась в одну из ведущих форм вооруженного противоборства, что позволяет сегодня сравнивать ее эффективность с огневым поражением.

“Становится возможным создать ложную виртуальную радиоэлектронную обстановку и обеспечить скрытое воздействие на системы управления войсками и оружием”

Этому обстоятельству объективно способствовало широкое проникновение радиоэлектроники в системы управления войсками и оружием различного назначения. Обеспечить превосходство над такими системами противника при ведении борьбы в радиоэлектронном спектре возможно при условии успешного решения следующих задач:

  • высокоэффективной разведки радиоизлучающих целей в интересах вскрытия замысла противника, мониторинга осуществляемых им боевых действий и целеуказания средствам радиоэлектронного и огневого поражения;
  • оперативного и устойчивого управления силами и средствами РЭБ;
  • радиоэлектронного поражения (подавления) систем управления войсками и оружием противника;
  • радиоэлектронной защиты своих войск и объектов от воздействия противника.

Очевидно, что разработка технических средств, предназначенных для выполнения перечисленных задач, в силу их многообразия и сложности не может быть прерогативой одного-двух даже весьма крупных и авторитетных предприятий промышленности.

В силу этого наша компания сосредоточилась на реализации следующих направлений РЭБ:

  • разработке комплексов пассивной радиолокации;
  • разработке специального программного обеспечения для управления системами РЭБ;
  • создании пространственно-распределенных средств радиоподавления;
  • конструировании и производстве испытательного и измерительного оборудования для контроля эффективности мер радиоэлектронной защиты объектов.

Практические результаты, полученные нами в этих направлениях, позволили АО «НТЦ РЭБ» за 10 лет встать в один ряд с ведущими предприятиями отрасли.

– О каких научных достижениях компании вы готовы рассказать нашим читателям?

– Как и в любой другой области вооружения и военной техники, боевые и эксплуатационные возможности средств РЭБ в большинстве своем определяются уровнем научных решений, которые приняты при их создании.

Ставка на поиск и реализацию инновационных подходов к создаваемым АО «НТЦ РЭБ» образцам, по моему мнению, себя полностью оправдала, позволив по ряду направлений добиться бесспорного приоритета перед другими отечественными и зарубежными разработчиками.

В первую очередь к таким подходам следует отнести:

  • обоснованную теоретически и реализованную практически концепцию пространственно-распределенного поля радиоэлектронных помех, базирующуюся на сетецентрическом построении системы управления;
  • разработку на базе специализированного программного комплекса математической платформы для управления силами и средствами РЭБ;
  • создание технологии формирования «интеллектуальных» помех (смарт-помех), позволяющих имитировать на экранах мониторов средств разведки и управления оружием противника траектории виртуальных целей, неотличимые от траекторий движения реальных целей;
  • создание промышленной технологии записи и имитации радиоэлектронной обстановки для испытания помехозащищенности радиоэлектронных средств различного назначения.

Я назвал только несколько наиболее ярких, на мой взгляд, решений. В действительности в любом из образцов, создаваемых нашими специалистами, аккумулируются лучшие достижения в области военного дела, радиоэлектроники, прикладной математики и других смежных отраслей науки.

– Что можно сказать о новой технике, подготовленной компанией для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации и на экспорт?

– Нашим предприятием разработан комплекс пассивной локации «Автобаза-М».

Специалистам известно, что активные радиолокационные средства (особенно дежурного режима), обладающие высокими мощностями излучения, являются первоочередными объектами для средств радиоэлектронной разведки противника и поражения высокоточным самонаводящимся оружием. Продолжительное время выхода в эфир и невысокая мобильность делают их особенно уязвимыми перед таким оружием. Подтверждение этого – многочисленные примеры боевых действий отдельных государств и их коалиций в различных регионах мира: во Вьетнаме, в Югославии, в Ираке, в Ливии, где активные радиолокационные станции систем ПВО становились первоочередными объектами ударов противорадиолокационных ракет.

Принцип пассивной локации основан на приеме несколькими пространственно-разнесенными пеленгаторно-измерительными постами сигналов радиоизлучающих воздушных целей и совместной обработке принятых сигналов по определенным математическим процедурам. В результате без излучения зондирующих сигналов в эфир обеспечивается обнаружение и траекторное сопровождение целей, а также их идентификация. Эти возможности пассивной локации обусловливают высокую заинтересованность Вооруженных Сил РФ в усилении группировок ПВО и СВ такими средствами. Кроме того, велика потребность в таких системах на мировом рынке вооружений.

Конечно, следует понимать, что средства пассивной локации не являются альтернативой средствам активной локации, а позволяют расширить боевые возможности группировок ПВО и уменьшить их уязвимость от высокоточного оружия противника.

Другой продукт, весьма востребованный в России и за рубежом, – пространственно-распределенная система помех «Поле-21Э», обеспечивающая защиту объектов от поражения высокоточным оружием, наводимым на цели по сигналам спутниковых навигационных систем. Как известно, сегодня большинство образцов высокоточного оружия оснащено приемниками сигналов спутниковой навигации и их подавление позволяет сорвать процесс высокоточного наведения, увеличивая промах с единиц метров до десятков и сотен метров.

– Можно чуть подробнее рассказать об уникальности этих разработок, названия которых неизвестны широкой аудитории?

– Уникальность этих разработок не вызывает сомнений у специалистов. Для того чтобы не быть голословным, приведу некоторые их характеристики.

Комплекс пассивной локации «Автобаза-М» способен обнаруживать на дальности более 200 километров и сопровождать одновременно до 150 воздушных целей, при этом точность сопровождения сопоставима с возможностями активных локаторов. Реализованный в данном комплексе математический аппарат позволяет при наличии соответствующей информационной базы с высокой вероятностью идентифицировать не только класс, но и тип цели. Вся полученная информация о воздушной обстановке передается по каналам связи на вышестоящие командные пункты.

Что касается пространственно-распределенной системы помех «Поле-21Э», то ее уникальные характеристики в существенной мере являются следствием как выбранной идеологии построения, так и конкретных технических решений, принятых при реализации элементов системы. Положенное в основу управления сочетание сетецентрического и иерархического способов обеспечивает высокую устойчивость системы к попыткам нарушить ее функционирование, а небольшие габариты и вес аппаратуры помех вследствие реализации на твердотельной электронно-компонентной базе позволяют размещать их на различных стационарных или подвижных объектах.

– Генеральный конструктор систем РЭБ Юрий Маевский в одном из интервью говорил об интеллектуальном подавлении. А как вы это понимаете?

– Как известно, традиционным направлением в радиоэлектронной борьбе было и зачастую остается подавление целей высокопотенциальными станциями шумовых или имитационных помех. Шумовая помеха маскирует полезный сигнал в приемном устройстве подавляемого радиоэлектронного средства, а имитационная создает лишние копии полезного сигнала, что затрудняет принятие правильного решения оператором или системой анализа, препятствуя выполнению боевой задачи.

Не отрицая ряда достоинств такого направления, нельзя не отметить и присущие ему недостатки. Это в первую очередь высокая разведдоступность станций помех, их значительные габариты и вес, большое энергопотребление, попутное создание помех своим радиоэлектронным средствам.

Интеллектуальное подавление, во многом базируясь на известных технологиях создания имитационных (ретрансляционных) помех, имеет в то же время ряд принципиальных отличий. Основное из них заключается в том, что благодаря размещению в защищаемой зоне малогабаритных маломощных ретрансляторов сигналов подавляемого радиоэлектронного средства и управления этими ретрансляторами по специальным алгоритмам становится возможным создать ложную виртуальную радиоэлектронную обстановку и обеспечить скрытое от противника воздействие на его системы управления войсками и оружием.

«Интеллектуальный» характер подавления обеспечивается главным образом за счет реализованного в системе математического аппарата и современных коммуникационных технологий.

– В этом году в Кубинке состоялся международный военно-технический форум «Армия-2015», организованный Министерством обороны РФ. Как вы оцениваете участие в этом мероприятии вашей компании?

– Отличительной особенностью форума стало то, что наряду с демонстрацией лучших образцов отечественного оружия состоялся широкий обмен мнениями между специалистами на проведенных в его рамках тематических «круглых столах» о путях развития вооружения и военной техники.

На открытой площадке АО «НТЦ РЭБ» демонстрировало свою основную продукцию – станцию обработки информации из состава комплекса пассивной локации «Автобаза-М», а на стенде в павильоне – фрагмент пространственно-распределенной системы помех «Поле-21Э».

Нашу экспозицию посетили руководители ОПК России, отечественные и иностранные специалисты, в том числе представители государств ОДКБ, стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

Доклады, сделанные нашими сотрудниками на «круглых столах», вызвали неподдельный интерес специалистов и способствовали формированию консолидированных подходов военных и разработчиков к путям развития техники РЭБ.

По итогам форума наряду с такими признанными лидерами отрасли, как КРЭТ, АО «НТЦ РЭБ» было отмечено дипломами выставки.

– Какова роль государства в деятельности компании? В чем она проявляется?

– Государству принадлежит блокпакет акций АО «НТЦ РЭБ», и его роль в деятельности организации является определяющей.

Вся основная научно-производственная деятельность компании связана с выполнением работ по исполнению государственного оборонного заказа и его составной части – федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Ведущую роль в определении векторов развития средств радиоэлектронной борьбы и обеспечивающих технологий в рамках этих программ играют Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, Минобороны и Минпромторг.

Конкретные направления работ мы намечаем в тесном взаимодействии с генеральным конструктором систем РЭБ Юрием Ивановичем Маевским и его аппаратом. На базе АО «НТЦ РЭБ» успешно функционирует одна из секций Совета главных и генеральных конструкторов по направлению РЭБ.

– Какие проблемы в развитии вашей компании просматриваются сегодня и в перспективе?

– Наверное, уместно заметить, что проблемы, свойственные отрасли в целом, многократно обостряются применительно к предприятиям среднего бизнеса, к категории которых можно отнести АО «НТЦ РЭБ».

В качестве наиболее острой проблемы я бы назвал дефицит профессиональных кадров. В Москве очень не хватает опытных электронщиков, конструкторов, технологов, а молодежь, на которую мы делаем основную ставку, надо доучивать после сузов. С этой целью мы развиваем институт наставничества, когда высококвалифицированные специалисты – доктора и кандидаты наук помогают молодым работникам твердо встать на ноги. Лучше складывается ситуация с кадрами в провинции, поэтому мы открыли филиал АО «НТЦ РЭБ» в Воронеже, где сегодня трудятся более 60 человек.

Другая проблема небольших предприятий, основным видом деятельности которых является выполнение гособоронзаказа, – это недостаток свободных финансовых средств для интенсивного развития. Объективная необходимость привлечения к выполнению ОКР широкой кооперации соисполнителей понижает и без того небольшую прибыль, нормативно устанавливаемую для работ по гособоронзаказу, которая является важнейшим источником наращивания потенциала предприятия. По-видимому, помочь в решении этой проблемы мог бы выход на рынок гражданской продукции, однако там очень тесно из-за обилия импорта. Надо искать свою собственную, особенную нишу, и мы в последнее время интенсивно работаем в этом направлении.

Общим местом стали рассуждения о дефиците отечественной электронно-компонентной базы, проблему усугубили санкции. Конечно, совершенно экстраординарные меры, принимаемые Департаментом радиоэлектроники Минпромторга в этом направлении, со временем принесут свои плоды, но пока мы вынуждены искать и приобретать ЭКБ, которая не производится в России, на зарубежных рынках.

Кроме названных, имеются и другие, не менее острые проблемы, но в их разрешении кроется успех деятельности предприятия.

– Как вы оцениваете 10-летнюю работу коллектива компании? Какие задачи намечены на очередные 10 лет?

– За 10 лет своего существования АО «НТЦ РЭБ» прошло непростой путь от группы энтузиастов до слаженного профессионального коллектива. У нас большие планы на будущее и многие из них найдут свое отражение в разрабатываемой нами Концепции развития АО «НТЦ РЭБ» до 2020 года и на дальнейшую перспективу.

В соответствии с этой концепцией ключевыми задачами для нашей организации станут:

  • дальнейшее развитие инновационных направлений радиоэлектронной борьбы в интересах создания самой современной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • разработка и производство конкурентоспособной техники пассивной локации и РЭБ для поставки на экспорт;
  • создание высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

Мы твердо верим в успешное поступательное движение нашей организации в направлении повышения научного потенциала, совершенствования производственной базы, возможностей самореализации, роста материального благосостояния сотрудников.

Александр Саркисьян,  Архип Белобородов

Источник: vpk-news.ru