Американские эксперты высоко оценили Военно-морской флот России. По их мнению, российский ВМФ вышел на качественно новый уровень развития. Наибольшую опасность несут подводные лодки «Ясень», фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков» и ракеты «Циркон» и «Калибр».
Директор Института изучения морского потенциала России Майкл Петерсен отметил в интервью газете «Известия», что надводный компонент ВМФ России выполняет оборонительные задачи, однако новые атомные субмарины типа «Ясень» несут серьёзную угрозу.
«Это очень мощная и опасная подводная лодка, и нам не очень понятно, для решения каких задач она была создана», — отметил профессор Петерсен.
Нельзя не обратить внимание на гиперзвуковые ракеты «Циркон» и крылатые ракеты семейства «Калибр». В этом оружие воплощены «впечатляющие технологические достижения». Что же касается надводных сил, то здесь выделяются фрегаты типа «Адмирал Горшков», обладающие большими возможностями.
В целом, профессор Петерсен высоко оценил уровень ВМФ России. По его мнению, российский флот может противостоять флоту любого государства.
«Несмотря на трудности, которые мы наблюдали в предыдущие десятилетия, российский ВМФ по уровню подготовки личного состава и технологическому потенциалу достиг уровня, который позволяет ему соперничать с любым флотом в мире. Если сравнивать с временами СССР, ваш флот стал гораздо компактнее, но он по-прежнему очень технологически продвинутый», — резюмировал американский эксперт.
Крылатая ракета 3М14 комплекса «Калибр» — наш «Томагавк»
Фактов по КРБД 3М14 всего два — их озвучили командующие Каспийской флотилией и Черноморским флотом. В первом случае была названа дальность стрельбы по береговой цели комплекса «Калибр-НК» РК «Дагестан» — до 2600 км (ссылка 9, с подачи BMPD), во втором (без указания характера цели и названия комплекса, установленного на ДЭПЛ пр. 06363) — более 1500 км (ссылка 11). Кажущееся несоответствие легко понять, если взглянуть на характеристики «Томагавка» в ядерном и «фугасном» исполнении (2500 и 1600 км соответственно) — главком КФ, без сомнения, имел в виду предельную дальность действия 3М14 в случае оснащения её СБЧ.
Боковой вид ПКР 3М-54Э1 из семейства Club - близнеца 3М-14Э ("Техника и вооружение" №6/2009)
Отредактированные фрагменты фотографий пусков ракет 3М10 (опытной 3М10В2, вверху) и 3М14, свидетельствующие об их геометрическом подобии (в отличие от 3М-14Э). Источники: 1-й снимок — кадр из фильма «Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет», 2004 [10]; 2-й и 3-й — фото пуска КР с РК «Дагестан», размещённое выше (нижний снимок сделан более тёмным и контрастным,. чтобы лучше обозначить .истинный диаметр ракеты, .т. к. на среднем он кажется меньше, чем есть на самом деле).
Касательно прочих ТТХ новой отечественной КРБД морского базирования можно предположить, что при её разработке за основу был взят аэродинамически выверенный планер 3М10, выполненный с применением новых конструкционных материалов, оснащённый модернизированным маршевым двигателем (назовём его ТРДД-50БМ) и системой управления на новой элементной базе, дополненной каналом спутниковой навигации. Другими словами, в отсутствие необходимости запуска из иностранных торпедных аппаратов габариты 3М14 должны быть примерно такими же, как и у ракеты «Граната» (что подтверждается снимками, размещёнными выше).
Уменьшение дальности полёта с 3000 до 2600 км (несмотря на возможный выигрыш в массе в результате внедрения инноваций) можно объяснить несколькими причинами: 1) недостаточной достоверностью данных по обеим ракетам; 2) тем, что 2600 км являются боевой дальностью (с учётом горизонтального и вертикального маневрирования), а 3000 км — максимальной расчётной (строго по прямой на одной высоте); 3) отсутствием целесообразности иметь такую же дальность, как у «Граната», с точки зрения географического расположения. потенциальных целей;. 4) .отсутствием целесообразности. (например, из-за устаревания данных) нахождения ракеты в полёте к цели более трёх часов (соответствующих дальности 2600 км и скорости 0,7 М).
Данные по "Томагавку" Block IV взяты с сайта ВМС США и из рекламного проспекта компании "Рейтеон".
Крылатые ракеты Циркон – главная сила крейсеров 1144
Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой / противокорабельная ракета оперативного назначения. По имеющейся информации, разработка комплекса ведется «НПО Машиностроения» (ист. — Годовой отчет, стр.15). Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 г. Существовало так же официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты «Циркон» является ПКР «BrahMos-II». До 2012 г. так же существовала гипотеза о том, что комплекс являеется преемником комплекса «Болид» разработки того же НПО Машиностроения".
Данные носят предположительный характер и являются в лучшем случае прикидочными. Источники указаны. Идентификация ракеты 3М22 — источник.
Система управления и наведение:
В 2011 г. НПО «Гранит-Электрон» разработан эскизный проект на создание системы автопилотирования и инерциальной навигации (САИН) для изделия 3М22 (источник — Годовой отчет НПО «Гранит-Электрон» за 2011 г.). В 2012 г. концерн «Гранит-Электрон» вел разработку рабочей конструкторской документации и контрольной аппаратуры для ПКР 3М22 (ист. — Годовой отчет ОАО «Концерн «Гранит-Электрон»).
Разработку приборов системы управления (как минимум гироскопических приборов) осуществляет НПО электромеханики (г.Миасс, см. — Годовой отчет ОАО «НПО электромеханики» за 2011 г.). В течение 2012 г. НПО электромеханики планировалось проведение работ по теме «Циркон».
Эскизные проекты оборудования по темам «Циркон-С-АРК» и «Циркон-С-РВ» выполнены структурным подразделением КТВР — УПКБ «Деталь» и рассмотрены в 2011 г. Вероятно, речь идет о радиовысотомерах, задействованных в системе управления ракеты (источник).
Двигатели: вероятно стартовый РДТТ и маршевый ПВРД.
Разработка двигателя вероятно ведется отделением 08 «НПО Машностроения». По состоянию на 2009-2010 г. совместно с КБ «Орион» отрабатывается силовая установка с ПВРД «для иностранного заказчика» — предположительно для ракеты BrahMos-II. В 2009 г. проведены успешные огневые испытания двигателей (источник).
ТТХ ракеты:
Дальность действия:
— 300-400 км (ист. — США испытали)
— 800-1000 км (прогноз)
Скорость — не менее 4.5 М (источник)
«Адмирал флота Касатонов»: как строят «фрегат-невидимку»
На текущий момент судостроительное предприятие «Северная верфь» занято постройкой трех фрегатов проекта 22350: «Адмирал Горшков» (проходит государственные испытания в Баренцевом и Белом море), «Адмирал Касатонов» (находится в стадии достройки у причала судоверфи) и «Адмирал Головко» (завершено формирование корпуса, в ближайшее время будут установлены двигатели).
Спуск на воду «Касатонова» состоялся в декабре 2014 года. Заводские и государственные ходовые испытания намечены на 2017 год. Сдача фрегата планируется на конец 2017 года, после завершения всех испытаний, которые пройдут в два этапа. Первый — на Балтийском флоте, в полигонах боевой подготовки; второй — на Северном флоте, а акватории Баренцева моря.
Сейчас судостроительный завод приступил к оборудованию жилых помещений на фрегате. Корабелам предстоит большая работа, ведь численность экипажа «Касатонова» около 200 человек. Само же вселение личного состава планируется на ноябрь 2016 года. Первый экипаж фрегата пройдет к этому времени подготовку в объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге.
Атомная подводная лодка Проекта 885 «Ясень»
Многоцелевая ударная АПЛ проекта 885 (0885) «Ясень» с противокорабельными КР (МПЛАТРК) относится к лодкам четвертого поколения" (по кодификации США и НАТО — Grana). Она предназначена для уничтожения ПЛ и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и иных целей.
Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) — противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям — в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.
В. Н. Пялов
Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».
Особенности конструкции
В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.
Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки — 200 мВт. Срок её службы — не менее 30 лет.
Что известно о проекте 885
Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) — 120×15×10 м, скорость — до 30 узлов в час, и экипаж — 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 7 АПЛ подобного типа На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 Ясеней, седьмую планируется сдать до 2023 года.