В зоне СВО появилось новое российское вооружение — ракетный комплекс «Гибка-С». По натовской классификации это SHORAD — система ПВО малой и сверхмалой дальности, которая позволяет поражать украинские летящие цели: крылатые ракеты, самолеты, вертолеты и, что самое главное, беспилотники.
Ранее западные военные эксперты знали о «Гибка-С» лишь понаслышке. Например, The Defense Post писал, что такой ракетный комплекс — это первая российская система SHORAD, и поэтому ее разработка велась в условиях строжайшей секретности. Система не применялась даже в сирийской спецоперации, и украинский конфликт — ее первый боевой опыт.
Польский Центр военных исследований и анализа (ZBAM) пишет, что прямой конкурент «Гибка-С» — это ПЗРК, имеющие сходную зону поражения. Однако ПЗРК имеют ограниченную тактическую мобильность. Ведь ЗРК типа «Гибка-С» можно включить в единую сеть автоматизированного обмена тактической информацией.
Средства противодействия, основанные на новых физических принципах воздействия на цель (например, лазеры, которые американцы мечтают интегрировать в StrykerX), еще долго не достигнут уровня технического совершенства, эффективности и надежности, предопределяющих их боевое применение.
Минус ствольных средств ПВО — это малая дальность воздействия и низкая точность, отсюда и низкая эффективность. А значит, единственным общедоступным средством борьбы с малыми беспилотниками являются легкие ЗРК типа «Гибка-С», пишут польские эксперты из ZBAM.
The Defense Post: российский «Тигр» превосходит натовские бронемашины
Российский ракетные комплексы монтируются на бронированном автомобиле «Тигр-М». «Тигр-М» — рабочая лошадка российской армии, подчеркивает The Defense Post: по многим параметрам он превосходит аналогичные натовские образцы, например, Humvee и International MaxxPro.
«Тигр» способен перевозить до 10 человек пехоты. Он функционирует и как бронетранспортер, и как грузовое транспортное средство. Оснащен дизельным двигателем, способным развивать максимальную скорость до 140 км/ч и запас хода до 1 тысячи км. Бронеавтомобиль также оснащен центральной системой подкачки шин и системой пожаротушения моторного отсека.
Задняя часть автомобиля «Тигр» переделана для размещения ЗРК. В маршевом положении система спрятана внутри автомобиля, а в боевом — поднята на крышу, пишет The Defense Post.
Комплекс оснащен четырьмя пусковыми установками ПЗРК «Игла», «Игла-С» или «Верба», способными стрелять ракетами класса «земля-воздух» 9М336, 9М342 или 9М39. Внутри транспортного средства могут храниться дополнительные ракеты.
Такие ракеты позволяют устранять украинские летающие угрозы на малых и предельно малых (десятки метров) высотах. Причем вне зависимости от времени суток или условий видимости.
Army Recognition: новейшая ракета «Верба» почти неуязвима для противоракет ВСУ
У каждого из ПЗРК есть свои сильные стороны. «Игла», введенная в эксплуатацию еще в 1981 году, оснащена двухдиапазонной инфракрасной системой наведения. Самая последняя модификация «Игла-С» имеет прицельную дальность до 6 км. Комплекс способен поражать самолеты, летящие со скоростью до 570 м/с и достигающие потолка полета в 3,5 км.
«Верба» представляет собой четвертое поколение российских ПЗРК и был принят на вооружение в 2014 году. Отличительной особенностью является наличие трехканальной оптической головки самонаведения, работающей в ультрафиолетовом, ближнем инфракрасном и среднем инфракрасном спектрах.
Этот усовершенствованный самонаводчик повышает способность «Вербы» отличать реальные цели от ложных, сводя к минимуму восприимчивость к контрмерам, пишет издание Army Recognition. Ракета может эффективно поражать цели, летящие со скоростью до 500 м/с. Он обеспечивает дальность действия до 6,5 км и может поражать летящие украинские цели на высотах от 10 м до 4,5 км.
На фото: зенитный ракетный комплекс "Гибка-С". (Фото: Владимир Гердо/ТАСС)
Основная задача «Гибка-С», снаряженной ПЗРК, — это защита общевойсковых подразделений. Естественно, пока не сообщается, на каких именно направлениях российского наступления задействованы новые системы ЗРК.
Почему Panzerhaubitze 2000 и SkyGuard Aspide оказались грудой металлолома
Army Recognition отмечает, что в украинский конфликт дал прекрасную возможность российским производителям передового вооружения протестировать его. Новое оружие апробируется сначала в реальных боевых действиях, а затем выпускается в массовое производство.
Только полевые испытания могут показать, как оружие работает при разных боевых нагрузках. Натовская техника, например, была лишена такой возможности. Бойцы ВСУ жаловались, например, на немецкие гаубицы Panzerhaubitze 2000, которые оказались совершенно не приспособлены для реальных боевых действий. Они выходили из строя из-за перегрева — и сейчас остаются у ВСУ скорее для имиджа.
Никакого боевого применения ранее не было у британской артиллерийской системы AS-90 (британцы не применяли ее даже при оккупации Ирака и Афганистана) или итальянского ЗРК SkyGuard Aspide.
— Только отзывы солдат, которые используют оборудование в бою, могут быть использованы для улучшения его функциональности. Доверие солдат к своему снаряжению имеет важное значение для оперативной эффективности, — пишет Army Recognition. Иначе натовское оружие превращается в груду металлолома.
Автор: Константин Ольшанский
Заглавное фото: зенитный ракетный комплекс «Гибка-С» / Владимир Гердо/ТАСС