До недавнего времени вертолёт Ми-28НМ «Ночной охотник» был одним из ряда ударных вертолётов. Какие-то характеристики у него были лучше, чем у конкурентов, где-то он шёл вровень или даже отставал от них. В его задачи входили поддержание войск на поле боя, а также проведение разведки. Но с появлением в его арсенале новой уникальной ракеты этот вертолёт открыл новый класс винтокрылых машин. Ми-28НМ стал многоцелевым вертолётом, получив ещё и истребительную функцию. Теперь встреча в небе американского «Апача» с «Ночным охотником» может стать для американца самоубийством.
У кого руки длиннее
Вертолёт Ми-28Н одним из первых видов вооружений прошёл испытания в Сирии. По их результатам к машине появился целый ряд претензий. В частности, разработчикам предписали существенно улучшить приборы ночного видения, обслуживающие как пилота, так и систему управления огнём. Также понадобилось усилить защитные возможности системы самообороны вертолёта. Это было в конечном итоге сделано и перенесено с базовой версии Ми-28Н на модификацию Ми-28НМ.
Ударные функции военных устроили лишь частично. Противотанковая управляемая ракета «Атака» имела хорошую бронепробиваемость, равную 900 миллиметрам. Вполне приемлемой была и сверхзвуковая скорость – 1,5 Маха. Однако дальность полёта ракеты, не превышавшая шести километров, военных не устраивала, поскольку для обстрела охраняемых средствами ПВО объектов вертолёту приходилось внедряться в зону действия ЗРК малой дальности, рискуя нарваться на зенитную ракету.
Замена «Атаки» на ракету «Вихрь-М», развивающую скорость 2 Маха, была половинчатым решением. Дальность этой ПТУР составляет 10 километров, в то время как натовские ЗРК малой дальности способны поражать цели, удалённые до 12 километров.
“Ми-28НМ приобрёл ещё и истребительную функцию. Теперь встреча в небе американского «Апача» с «Ночным охотником» может стать для американца убийственной”
Ракета «воздух-поверхность» нужной дальности среди продукции концерна «Тактическое ракетное вооружение» уже была. Точнее – семейство ракет «Гермес». В перспективе существует «Гермес» морского базирования. Совсем на подходе ракета наземного базирования дальностью 100 километров. Есть и ракета воздушного базирования «Гермес-А», которую внедряют в вооружение палубной модификации нашего второго современного ударного вертолёта – Ка-52К «Катран». Её дальность достигает 20 километров.
Этот вариант вполне устроил бы конструкторов «Ночного охотника». Но оружейники решили пойти ещё дальше, проведя глубокую модернизацию «Гермеса-А». Очень глубокую – в процессе разработки не просто улучшили характеристики, но по сути сделали совсем другую ракету.
Самым простым было довести дальность полёта до 25 километров. Но корпорации «Радиоэлектронные технологии» пришлось напряжённо поработать над тем, чтобы РЛС и оптико-локационная система вертолёта могли обеспечить не только обнаружение целей на таком изрядно возросшем расстоянии, но и выдать точное целеуказание ракете при ее запуске.
Речь идёт о лёгкой многоцелевой управляемой ракете (ЛМУР), которая до недавнего времени была известна под заводским шифром «Изделие 305». Её, как и «Гермес», разработали в Тульском КБ приборостроения им. А. Г. Шипунова. Уникальность ракеты в том, что её можно использовать для поражения целей как наземных, стационарных и подвижных, так и маневрирующих воздушных.
У «Апача» возросла уязвимость
«Ночной охотник» по боевым возможностям существенно превзошёл американский основной ударный вертолёт McDonnell Douglas AH-64 Apache, у которого отсутствует ракета «воздух-воздух». При встрече с Ми-28НМ американцу придётся отстреливаться из авиационной пушки калибра 30 миллиметров с дальностью прицельной стрельбы 1500 метров. Но, конечно, можно стрелять и на удачу с дистанции 4000 метров, пушка дальше не бьёт. Однако даже на такое расстояние к «Ночному охотнику», оснащённому ракетой, летящей на 25 километров, приблизиться он не сможет.
Правда, на одном из этапов модернизации «Апач» хотели оснастить зенитной ракетой «Стингер», использующейся в ПЗРК. Но и в этом случае с такой слабенькой ракетой приближаться к «Ночному охотнику» ему противопоказано.
«Изделие 305» обладает универсальной системой управления. До захвата цели головкой самонаведения (ГСН) ракета летит под управлением инерциальной системы. В то же время при определённых обстоятельствах можно скорректировать траекторию лучом РЛС.
ГСН мультиканальная. Для работы с целями, излучающими тепло (самолёты, бронетехника с работающими двигателями), используется тепловой канал с двухдиапазонным матричным инфракрасным приёмником. Это позволяет существенно повысить помехозащищенность ГСН, которая работает не с аморфным тепловым пятном, а с сигнатурой цели, имеющей вполне конкретные очертания. Благодаря этому ГСН не реагирует на отстреливаемые противником тепловые ловушки и оптические помехи, формируемые лазером.
В последнее время достаточно бурно развивается направление комплексов активной защиты (КАЗ) танков. Таким комплексом, получившим название «Трофи», оборудован израильский танк «Меркава». Американцы купили у Израиля эту технологию и сейчас оборудуют по ней танки «Абрамс». Принцип действия КАЗ состоит в отслеживании при помощи четырёх вкруговую расположенных РЛС подлетающих к танку боеприпасов, угрожающих его безопасности. Навстречу таким угрозам отстреливаются гранаты, которые, взрываясь, поражают эти боеприпасы на расстоянии одного-двух метров от брони или изменяют траекторию их полёта.
Надо сказать, что в Т-14 эта проблема решена наилучшим образом, танк способен бороться даже с бронебойными подкалиберными снарядами-«ломиками», имеющими громадную кинетическую энергию. КАЗ «Меркавы» с такими снарядами не справляется.
Перспективная ракета «Ночного охотника» имеет возможность обходить оборону КАЗ. Дело в том, что РЛС КАЗ «Меркавы» и прочих натовских комплексов отслеживает пространство, условно говоря, от горизонтали до угла места, не превышающего 70 градусов. Особенность «Изделия 305» в том, что наземные цели эта ракета атакует под очень большим углом, практически вертикально, поэтому она не попадает в поле зрения радаров КАЗ.
У такой атаки есть и ещё одно существенное достоинство – ракета поражает бронетехнику в верхнюю проекцию, где толщина защитной брони минимальна. По такому же принципу действуют и американские переносные противотанковые комплексы FGM-148 Javelin. Однако разница между ним и ЛМУР существенна – дальность ракеты «Джэвелина» не превышает трёх тысяч метров.
На очереди «Аллигатор»
У ГСН ЛМУР есть и ещё один канал – телевизионный. Для обстрела «холодных» целей – инженерных сооружений или бронетехники с выключенным двигателем. В этом случае используется наведение ракеты на цель по изображению, снимаемому с телевизионной камеры, которой оснащена ГСН.
Все предыдущие и ныне эксплуатируемые ПТР имеют радиокомандный способ наведения на цель. Для этого пилот (или оператор, если вертолёт двухместный) должен сопровождать ракету лучом РЛС на протяжении всего её маршрута до момента попадания в цель. В американской ракете для «Апача» AGM-114 Hellfire («Адское пламя») принцип тот же самый, но подсветка идёт не радиолучом, а лазером. Это делает вертолёт крайне уязвимым, поскольку выпустив ракету, пилот не может маневрировать, избегая тех или иных угроз. В противном случае ракета будет потеряна.
В процессе модернизации «Ночного охотника» была существенно доработана РЛС. Прежде всего увеличены её мощность и избирательность. Это было сделано для того, чтобы ввести в состав вооружения ракету с рекордной для вертолётов дальностью при работе по наземным целям.
РЛС стала надвтулочной. То есть расположена в самой верхней части вертолёта, выше несущего винта. Впрочем, точно такое же расположение РЛС и у американского «Апача».
Такая компоновка обеспечивает круговой обзор, что жизненно важно в условиях, когда атаку противника можно ожидать с любого направления, позволяет уничтожать цели, находящиеся не только прямо по курсу, но и «за спиной». Благодаря такой конструкции можно вести скрытную разведку, прячась в складках местности, приподняв лишь одну РЛС, прикрытую сферой из прозрачного для радиоволн материала. Можно пускать ракеты, находясь вне видимости аппаратных средств противника.
И еще две важные для борьбы с сильно бронированными целями характеристики новой ракеты. Максимальная скорость бикалиберной ЛМУР – 3 Маха, на уровне лучших ракет «воздух-воздух», которые используются истребителями. Высокую маневренность обеспечивают оптимально расположенные в передней части ракеты аэродинамические рули. Также у ракеты очень серьёзная бронепробиваемость – 1100 миллиметров.
Однако на подходе ещё один российский ударный вертолёт, в вооружение которого будет интегрирована новая ракета. Это модификация «Аллигатора» – Ка-52М. В прошлом году на портале госзакупок сообщалось, что Национальный центр вертолётостроения имени Миля и Камова разместил заказ на изготовление и испытание двух опытных образцов Ка-52М. Машины будут переданы на лётные испытания до 31 мая 2021-го. Испытания вертолёта с «Изделием 305» должны завершиться к октябрю следующего года.
«Локхид Мартин» проигрывает КБП
Все это позволяет говорить о том, что «Изделие 305» по боевым характеристикам превосходит противотанковую ракету американского ударного вертолёта «Апач» AGM-114 Hellfire, принятую на вооружение в конце 70-х годов. Как было сказано выше, она имеет пассивную лазерную ГСН, что делает невозможным режим «выстрелил – забыл», ракету необходимо вести до самой цели лазерным лучом. Её дальность не превышает восьми километров. Максимальная скорость – 1,4 Маха.
Ракету отличает большой набор всевозможных боевых частей, главная из которых тандемная кумулятивная. Есть ещё и фугасная БЧ, и проникающая, и термобарическая. Помимо американских вертолётов, ракета использовалась на ударных беспилотниках «Предейтор» и «Рипер».
Однако «Адское пламя» явно зажилось. В 2007 году был открыт тендер на разработку новой ПТР, которую могли бы использовать для старта как с воздушных, так и с наземных пусковых установок. И она должна постепенно вытеснить как Hellfire, так и ракеты наземных комплексов TOW.
Тендер на разработку ракеты AGM-179 JAGM (Joint Air-to-Ground Missile) выиграла компания «Локхид Мартин», обошедшая в 2011 году «Райтеон». То есть Пентагон выбрал вариант «дёшево и сердито». Принятый к разработке проект предполагал добавить в ГСН ракеты к пассивному лазерному приёмнику ещё один канал – активный радиолокационный, работающий в миллиметровом диапазоне волн. Что при его использовании позволило бы осуществлять пуск ракеты по принципу «выстрелил – забыл»: ГСН, захватив цель, будет идти на неё до победного конца без какого бы то ни было участия оператора. Но при этом у ракеты не расширилась функциональность, она по-прежнему предназначалась для поражения лишь наземных целей.
«Райтеон» же предлагал дополнить ГСН ещё и инфракрасным каналом. Разумеется, с матричным датчиком. И это позволило бы использовать AGM-179 JAGM для поражения ещё и воздушных целей. Пентагон же посчитал, что такой проект будет чрезмерно дорогим.
Но между тем в подавляющем большинстве российских открытых источников по инерции продолжают распространять о JAGM сведения десятилетней давности, когда компанию «Райтеон» ещё не сняли с дистанции. Поэтому сплошь и рядом можно узнать, что в перспективной американской ракете используется трёхканальная ГСН, то есть ещё и с инфракрасной матрицей. Однако это не так.
JAGM имеет те же самые габариты и массу, что и Hellfire: длина – 1750 миллиметров, диаметр – 178 миллиметров, масса – 48,6 килограмма. Помимо второго канала для ГСН, конструкторы «Локхид Мартин» разместили в том же корпусе новый двигатель, благодаря чему удалось увеличить дальность полёта до 16 километров при той же самой скорости – 1,4 Маха. Компания «Локхид Мартин» утверждает, что бронепробиваемость тандемной кумулятивной боевой части достигает 1200 миллиметров.
Проект JAGM оказался долгостроем. На старте предполагалось, что мелкосерийное производство принятой на вооружение ракеты будет развёрнуто в 2016 году. Затем срок передвинулся на 2019-й. В ноябре 2019 года пресс-служба Министерства обороны США сообщила, что завершение всех работ по ракете JAGM должно произойти 28 февраля 2023-го. Так что Тульское КБ приборостроения, создающее ракету ЛМУР, по срокам идет впереди.
Помимо улучшения боевых характеристик ракеты для вертолётов и ударных беспилотников, Пентагон преследовал и ещё одну цель, добиваясь максимальной унификации ракеты. Ею будут пользоваться все рода войск вооружённых сил США. Причём она должна запускаться практически со всех существующих пусковых установок – авиационных и наземных. Это должно повысить операционную гибкость и снизить затраты на логистику.
Владимир Тучков