В период с 5 по 9 сентября в Женеве состоялось совещание государств-участников Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, в связи с нарушением США и Украиной статей I и IV Конвенции, которое было инициировано Российской Федерацией.
Министерством обороны России проанализированы материалы выступлений представителей США и Украины, рабочие документы государств-участников, совместные заявления и итоговый документ совещания.
Напомним, что Российской Федерацией было задано более 20 вопросов, касающихся незаконной деятельности Киева и Вашингтона в рамках КБТО. Вот некоторые из них.
Чем обусловлен выбор патогенных микроорганизмов, изучаемых на территории Украины в рамках Программы снижения угрозы и почему номенклатура изучаемых патогенов не связана с актуальными для здравоохранения проблемами, например, проект «Тэп-6» по изучению возбудителя сапа, случаи которого никогда не фиксировались на территории Украины?
Каким образом накопление штаммов особо опасных инфекций и их направление в другие страны должно содействовать улучшению состояния с инфекционной заболеваемостью?
Почему основной акцент делался на изучении природно-очаговых и особо опасных инфекций, которые согласно спискам Центров по контролю и профилактике заболеваний США рассматриваются как потенциальные агенты биологического оружия?
Какие исследования с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и токсичных веществ проводились на украинских военнослужащих и душевнобольных, являющихся одной из наиболее незащищенных категорий граждан?
И наконец, почему США и Украина скрывают факты сотрудничества в военно-биологической сфере в международной отчетности по линии КБТО, а США с 2001 года блокируют разработку ее проверочного механизма?
Участникам совещания были переданы на рассмотрение ранее озвученные Министерством обороны России копии реальных документов, а также вещественные доказательства, подтверждающие выполнение на территории Украины работ по военно-биологическим программам.
Ни у одной из делегаций не возникло сомнений в подлинности представленных документов, в том числе в части накопления патогенных материалов в украинских лабораториях, включая – противочумный институт имени Мечникова.
В своем выступлении Украина признала факт проведения проверки института комиссией министерства здравоохранения, отметив что 80 процентов нарушений было устранено. При этом украинская сторона полностью проигнорировала вопросы о необоснованных объемах хранения опасных биологических агентов на базе учреждения и выявленных грубых нарушениях условий их накопления: складирование биоматериалов на лестничных клетках, отсутствие исправной системы контроля доступа к патогенным микроорганизмам.
Не получено пояснений в части номенклатуры накопленных штаммов опасных патогенов, хотя в рамках проектов под кодовым названием «Ю-Пи» и «Тэп» с 2008 года на Украине было реализовано 19 работ, направленных на изучение потенциальных агентов биологического оружия (конго-крымской лихорадки, хантавирусов, сибирской язвы и туляремии) и экономически значимых инфекций (африканская и классическая чума свиней, болезнь Ньюкасла).
Ни Украина, ни США не представили убедительных доказательств того, что сотрудничество помогло улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку, которая последние 15 лет неуклонно ухудшалась.
Приведенные в ходе совещания практические итоги деятельности управления по снижению угрозы минобороны США ДИТРА на Украине свелись к демонстрации нескольких фотографий отремонтированных лабораторных помещений. Вероятнее всего, кроме данных псевдодостижений, никаких других результатов достигнуто не было.
Крайне неубедительно выглядели объяснения США и Украины относительно вывоза штаммов и биоматериалов украинских граждан и соблюдения этических норм при проведении исследований на военнослужащих, малообеспеченных гражданах, а также на одной из наиболее незащищенных категорий населения – пациентах психиатрических больниц.
При обсуждении данного вопроса американская делегация признала подобные факты, отметив при этом, что передача образцов патогенных биоматериалов в США была нечастой.
Кроме данной формулировки, не позволяющей оценить объемы и периодичность передаваемых за рубеж биопроб, каких-либо других пояснений участникам совещания представлено не было.
Заданные вопросы о причинах экстренного уничтожения документальных свидетельств военно-биологической деятельности также остались без каких-либо комментариев. При этом украинская делегация заявила: «Здесь не суд, и мы не на перекрестном допросе…».
В ходе совещания Россия представила документы, подтверждающие заинтересованность Украины в поставках технических средств доставки биологического оружия.
Речь идет о запросе украинского предприятия «Мотор Сич» в адрес турецкого производителя беспилотных летательных аппаратов «Байрактар АкинджИ» от 15 декабря 2021 года о возможности оснащения данного БпЛА системами и механизмами распыления аэрозолей ёмкостью свыше 20 литров, на который турецкая сторона дала отрицательный ответ.
Не имея других аргументов, Украина выразила сомнения в подлинности данного документа, при этом был приведен надуманный довод, что украинские госучреждения не используют русский язык в переписке. Напомню: «Мотор Сич» не является государственным учреждением Украины и использует для взаимодействия с турецкой стороной русский и английский языки, на которых и составлен представленный нами документ. При этом само предприятие «Мотор Сич» от комментариев воздержалось.
Отдельно хотел бы остановиться на ответе США в отношении патентов на технические средства доставки и применения биологического оружия, включая беспилотный летательный аппарат для распространения зараженных насекомых в воздухе.
Американская делегация заявила: «Разработка и производство биологического оружия запрещены в США, и любое нарушение карается наказанием, начиная от штрафов и заканчивая тюремным заключением. При этом решение о выдаче патента не нарушает обязательств США по КБТО и не означает, что правительство США потворствует заявлениям изобретателей …».
Данное утверждение в корне противоречит американскому патентному кодексу, где четко зафиксировано, что патент в США не может быть выдан в отсутствие полного описания «фактически существующего устройства» и его экспертной оценки.
В попытке уйти от поставленных вопросов заместитель директора по Программе снижения биологической угрозы Кевин Гаррет в своем выступлении говорил исключительно об исторических аспектах программы.
При этом Гаррет не указал, что реальные цели программы, направленные на снижение потенциала оружия массового поражения бывшего СССР, были достигнуты еще в 2008 году. В ходе слушаний в Конгрессе было доложено о том, что цели программы достигнуты, после чего ее действие было расширено на другие регионы мира. В этой связи непонятно, с какими именно биологическими угрозами боролась ДИТРА на постсоветском пространстве в течение последних 14 лет.
Хочу обратить внимание на документы, подтверждающие попытки Украины прекратить сотрудничество с ДИТРА. Так, в апреле 2013 года межведомственной комиссией в составе представителей СБУ, Минагрополитики и Госветслужбы Украины было принято совместное решение о нецелесообразности продолжения проектов ДИТРА на Украине, однако их навязывание Киеву со стороны американской администрации продолжилось.
Подтверждением давления со стороны американской администрации является представленное на слайде обращение посла США на Украине Джона Теффта от 8 февраля 2013 года, в котором он требует от министра агрополитики повлиять на своих подчиненных в вопросе продления проекта ДИТРА еще на четыре года.
Даже несмотря на то, что министерство аграрной политики и продовольствия в своем ответном обращении от 13 марта 2013 года пыталось отказаться от участия в Программе снижения биологической угрозы, реализация данного проекта была продолжена.
Мы уже говорили, что в преддверии мероприятия США настойчиво требовали от государств-участников совместного заявления о якобы «мирном характере» Программы по снижению биологических угроз, и часть стран подписала данное заявление. Опасаясь реакции США и угрозы введения санкций, многие страны воздержались от участия в совещании, в результате чего в нем участвовало всего 89 стран из 184 государств-участников КБТО.
В ходе мероприятия выступили всего 43 делегации, из которых более половины (22 государства) либо поддержали российскую позицию, либо заняли нейтральную. 21 государство, среди которых Украина, США и большая часть их союзников по блоку НАТО выступили против, но даже среди них не было единодушия.
Таким образом, российские выступления заставили многие государства задуматься о рисках, которые несет взаимодействие с Пентагоном в военно-биологической сфере, а также по-новому взглянуть на необходимость и целесообразность такого сотрудничества.
Эмоциональные проамериканские выступления были срежиссированы главой делегации США Кеннетом Уордом, который в настоящее время является специальным представителем США при КБТО.
Хочу напомнить, что в период с 2015 по 2019 год он был постоянным представителем США при Организации по запрещению химического оружия. До его прихода работа организации носила конструктивный характер и была направлена на решение конкретных вопросов. Одним из результатов деятельности Уорда стало превращение профессиональной, сугубо технической по своей сути организации в политизированную структуру с наделением себя функциями для решения внешнеполитических задач Вашингтона и его союзников по НАТО.
В ходе работы в ОЗХО Уорд тесно взаимодействовал с так называемыми «Белыми касками», которые в 2017 году инсценировали применение сирийскими войсками химического оружия в Хан-Шейхуне. Используя данную провокацию как предлог, и не дожидаясь начала расследования, американцы нанесли ракетный удар по авиабазе Шайрат, тем самым грубо нарушив нормы международного права. В следующем году, уже по отработанному сценарию, после очередной провокации, устроенной «Белыми касками» в Думе, был нанесен ракетный удар по сирийскому научно-исследовательскому центру.
Очевидно, что деструктивная деятельность Уорда на площадке КБТО направлена на достижение аналогичных целей и будет способствовать «подстраиванию» механизмов Конвенции под задачи Вашингтона.
Мы неоднократно говорили об истинном характере военно-биологических программ Пентагона, реализуемых за пределами национальной территории.
В то время, как заявленными целями являются мониторинг инфекционной заболеваемости и оказание помощи развивающимся странам, в реальности мы видим наращивание военно-биологического потенциала США в обход обязательств по КБТО.
Это проявляется в строительстве военных лабораторий вдоль границ геополитических противников; сборе штаммов особо опасных микроорганизмов, специфичных для определенных территорий; проведении испытаний на людях токсичных препаратов.
На примере Украины мы видим, что заявленный характер взаимодействия лишь внешне соответствовал статье Х КБТО (международное сотрудничество и обмен информацией в мирных целях). В результате реализации проектов ДИТРА улучшения ситуации с заболеваемостью не было достигнуто, а ситуация в приграничных с Украиной странах ухудшалась по многим показателям. Другие признаки «мирного сотрудничества» также отсутствовали.
В связи с тем, что по итогам мероприятия был принят «нулевой», ни к чему не обязывающий доклад, нами предложены инициативы по укреплению КБТО.
Во-первых, это возобновление переговоров по юридически обязывающему протоколу к Конвенции, который включает списки микроорганизмов, токсинов, оборудования (по аналогии с контрольными списками КЗХО), носит всеобъемлющий характер и обладает эффективным механизмом проверки. Напомню, что проект протокола был подготовлен международной экспертной группой ВЕРЕКС еще в 2001 году.
Второе – создание научно-консультативного комитета, имеющего широкую географическую представленность и равные права участников, при соблюдении так называемого «принципа десяти», в соответствии с которым решение должно приниматься с учетом альтернативной точки зрения, даже если она высказана всего одним государством.
В-третьих, это расширение мер укрепления доверия с обязательным объявлением государствами своей деятельности в биологической сфере за пределами национальной территории.
В связи с тем, что вопросы к военно-биологическим программам США и Украины по-прежнему остаются, Министерство обороны России продолжит дальнейшие шаги по прояснению ситуации.
Автор: Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации