Русские Вести

«Балалайка»-истребитель и летающий «Калашников»: как создавались небесные ликвидаторы


Машины, созданные под руководством Артема Микояна, а также в сформированном им КБ,  вошли в историю отечественного авиастроения. К примеру, истребитель МиГ-3 (продолжение МиГ-1) имел большой потолок применения до 12 тыс. метров и высокую скорость, что позволяло советским летчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника. 5 августа исполнилось 110 лет со дня рождения советского авиаконструктора Артема Микояна.

Две войны - два самолёта-легенды

Самолет нашел себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где он в основном и применялся, охраняя, в частности, небо Москвы. Именно на МиГ-3 22 июля 1941 года в самом первом воздушном бою над столицей сбил вражеский самолет летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Марк Галлай. На этом же самолете в начале войны одержал свою первую победу будущий прославленный ас Александр Покрышкин, сбивший Bf-109Е.

Буква «Г» в знаменитой аббревиатуре - это соратник Артема Микояна Михаил Гуревич. Он участвовал в создании, как опытных самолетов, так и в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении, как наших ВВС, так и других армий.

Одним из самых удачных послевоенных проектов оказалась машина с индексом МиГ-15: наиболее массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший в авиапарках многих стран мира. Общее число выпущенных МиГ-15 достигает 15,5 тысяч единиц.

Звездным часом в истории МиГ-15 стала война в Корее - первая в истории война реактивных двигателей. В противодействие с ВВС США тогда вступил советский 64-й истребительный авиакорпус, вооруженный МиГ-15. Американские F-80 уступали нашим самолетам в скорости из-за своего прямого крыла, и тогда в Корею были срочно отправлены недавно принятые на вооружение F-86 «Сейбр». С конца декабря 1950 года и вплоть до завершения войны в июле 1953 года МиГ-15 и F-86 стали основными противниками в небе Кореи.

Командир советской эскадрильи Сергей Крамаренко, одержавший в Корее 13 воздушных побед, так описывал тактику сторон: «МиГ имел превосходство в скороподъемности, в то время как "Сейбр" обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости, особенно на малых высотах…

Очень часто исход поединка решала первая атака. После первого удара МиГи быстро уходили на высоту, «Сейбры» же, наоборот, в случае стремились уйти вниз. Каждый желал использовать в бою лучшие качества своего самолета, поэтому порой схватка и ограничивалась одной атакой, после которой МиГи оказывались наверху, а "Сейбры" - внизу».

В той же Корее МиГ-15 прекрасно проявили себя во время перехватов бомбардировщиков B-29. В итоге ВВС США были вынуждены полностью прекратить их использование в дневных условиях; до конца войны эти бомбардировщики действовали в основном по ночам. Использование МиГ-15 в Корее имело большой резонанс. Появление этого самолета было названо «корейским сюрпризом». Американские пилоты называли район на северо-западе КНДР, где наиболее часто действовали советские истребители, «аллеей МиГов».

По лекалам своего времени

К большинству машин МиГовского КБ можно применять слово «самый». Вот и истребитель МиГ-21 тоже имеет право на этот титул, так как является самым распространенным сверхзвуковым боевым самолетом в мире. Ему также принадлежит мировой рекорд скорости начала 60-х годов - 2388 км/ч.

Машины 21-й модели стали первыми боевыми самолетами, в вооружении которых была сделана ставка на ракеты: сначала неуправляемые, а затем и управляемые класса «воздух-воздух». Эти МиГи были также вооружены 30 мм авиапушкой: мощным оружием, не оставлявшим шанса в воздушном бою любому, кто попадал под ее огненную «завесу», а еще авиабомбами общим весом до полутонны.

Но, несмотря на внушительную боевую нагрузку, МиГ-21 получился легкой, маневренной машиной. Скорость подъема самолета достигала 235 метров в секунду! Это обстоятельство очень помогло самолету в ходе боевых действий во Вьетнаме, а именно - в противостоянии с американским F-4 «Фантом» II. В частности, ракеты «Фантома» никак не могли поразить советский самолет: тот легко уходил от любого выстрела, совершая мгновенные маневры. Северовъетнамские летчики одержали на этой машине 165 воздушных побед.

Советскими летчиками за характерный внешний вид (дельтовидное треугольное крыло) МиГ-21 был прозван «Балалайкой». Эти самолеты участвовали в массе локальных конфликтов, и везде показывали свои наилучшие качества. МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Российские туристы, прилетающие в Хургаду на отдых, могут сегодня увидеть МиГ-21, установленный на летном поле международного аэропорта в качестве монумента. Во время шестидневной войны Хургада была базой египетских ВВС. В память о тех событиях и о советской военной помощи Египту и установлен этот памятник. К слову, в Китае прототип советской машины выпускается и по сей день.

Революционной по своей конструкции получилась и другая машина этого КБ: МиГ-23 - истребитель с крылом изменяемой геометрии. Этот самолет выдержал не только испытание временем, но и прошел жесткий естественный отбор в международных локальных конфликтах. ВВС Сирии, применив в Ливане в одном из воздушных боев с израильтянами несколько МиГ-23МЛД, сбили три F-15 и один F-4, не потеряв при этом ни одного своего самолета.

Машины типа МиГ-23 могли применяться как для борьбы с воздушными целями, так и для бомбово-штурмовых ударов по земле, для чего предусматривалась вариативность внешних держателей наружной подвески. Максимальный вес взятого на борт оружия доходил до двух тонн, а в арсенал входили и управляемые ракеты различных модификаций, и авиабомбы. Предусматривалась также подвеска блоков неуправляемых ракет, а в нижней части фюзеляжа находилась встроенная двуствольная пушка ГШ-23Л с боезапасом в две тысячи выстрелов.

В Афганистане, где с 1984 года дислоцировался сводный полк МиГ-23, их использовали как раз в качестве бомбардировщиков, ценя эти машины за большую дальность полета и внушительную бомбовую нагрузку.

Небесные ликвидаторы

Прорывным проектом развития истребителей-перехватчиков стал МиГ-25. За этим самолетом охотились разведслужбы многих стран мира. Не случайно угнанный предателем Виктором Беленко экземпляр этой машины был разобран в Японии до винтика.

На этой машине было установлено множество мировых рекордов, многие из которых не побиты по сей день. Так, скорость полета строевого исходного перехватчика МиГ-25 на полном форсаже двигателей соответствует 3000 км/ч, причем - с полным ракетным вооружением, а это четыре ракеты Р-40, весящие около двух тонн и создающие большое лобовое сопротивление. Без ракет же скорость достигала 3400 километров в час - в три раза выше скорости звука! МиГ-25 мог летать быстрее любого самолета в мире. В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили боевые испытания в Египте, совершая разведывательные полеты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом.

Израильские истребители F-4 и Mirage III несколько раз совершали вылеты на перехват МиГов, но ни в одном случае выпущенные ими ракеты не попали в цель. Бесполезным оказалось и использование израильтянами ЗРК HAWK.

Самолет МиГ-31, ставший логическим продолжением МиГ-25, и по сей день не имеет аналогов в мире. Этот первый советский боевой самолет четвертого поколения, который может перехватывать и уничтожать воздушные цели на всех высотах, в том числе предельно малых, эффективно действовать в любое время суток, в любых метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей.

Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту до 900 км. Ключевым элементом, определившим эффективность машины, стала радиолокационная станция «Заслон», первая в мире РЛС с фазированной антенной решеткой, установленная на серийном боевом самолете. Она может одновременно сопровождать до десяти воздушных целей и осуществлять одновременное наведение ракет с полуактивными радиолокационными головками самонаведения на четыре из них. Наиболее приоритетные для поражения цели выбираются автоматически бортовым вычислителем на дальности до 300 км. При этом с помощью автоматизированной цифровой аппаратуры возможна передача информации о целях, обнаруженных РЛС, другим самолетам или на наземный КП.

Летающий «Калашников»

Автомат Калашникова, танк Т-72, ЗРК С-300… В ряду этих и многих других отечественных оружейных брендов достойное место по праву занимает МиГ-29 - многоцелевой истребитель четвертого поколения.

Проведенные оценки боевой эффективности истребителя показали, чтоМиГ-29 обеспечивает перехват своими ракетами воздушных целей типа F-4E, F-111A, «Торнадо» и «Ягуар», летящих на высотах от 30 м до 23 км со скоростью до 2500 км/ч.

За счет более высокой маневренности ракет и преимущества в дальности бортовой РЛС, наш МиГ-29 имеет превосходство в ближнем воздушном бою над истребителями F-15 и F-16 в среднем в полтора раза.

По своим летным характеристикам этот самолет уникален. Например, испытателям долго не удавалось свалить его в штопор: машина всякий раз самостоятельно выходила из опасного режима. В апреле 1981 года состоялся первый официальный показ МиГ-29 тогдашнему министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Дмитрию Устинову.

Летчик-испытатель Борис Орлов в коротком 5-минутном полете продемонстрировал все пилотажные возможности машины. Вот как вспоминал об этом сам Орлов:

«Включаю полный форсаж. Почти 16 тонн тяги при весе машины 13 тонн прижимают нос самолета к земле, колеса со скрипом ползут по бетону. Отпускаю тормоза - самолет, как сорвавшийся с привязи, кидается вперед, скорость стремительно нарастает... Плавно тяну ручку - он мгновенно отрывается от земли, и я, непрерывно увеличивая угол набора, ставлю машину вертикально, одновременно убирая шасси. "Бочка", "косая петля", "горка", "полубочка" - каскад фигур, выполненных на разной высоте, затем разворот и заход на посадку».

Рассказывают, что в тот день вместе с МиГ-29 министру были представлены и другие новинки боевой авиационной техники, в частности, один из первых прототипов Су-27. Однако наибольшее впечатление на маршала произвел именно «двадцать девятый». К слову, в 1988 году МиГ-29 был впервые представлен и на международном авиасалоне в Фарнборо.

Западные обозреватели были впечатлены возможностями новой машины и ее выдающейся подвижностью. Появление на авиашоу советских самолетов вызвало настоящую сенсацию. На фоне зарубежных машин своего класса они имели ряд бесспорных преимуществ. Верхние точки петель у МиГ-29 оказались ниже, чем у F-16 и «Рафаля». Уступал «Рафаль» нашей машине и по времени виража, а, кроме того, преимущества МиГ-29 были заметны уже на взлете - наша машина взлетала и переходила в набор высоты быстрее и раньше.

Недавно хитом Интернета стал короткий любительский ролик с крупнейшего в мире военного авиашоу Royal International Air Tattoo в Великобритании. На записи отчетливо видно, как МиГ-29 взлетает вертикально и с очень короткого расстояния. Гвоздем же показа авиасалона в Фарнборо в 88-м стала демонстрация летчиками-испытателями Квочуром и Таскаевым «колокола» - маневра набора высоты с уменьшением скорости практически до нулевой со скольжением на хвост и последующим переводом машины в пикирование, а затем и в горизонтальный полет.

По мнению многих специалистов, это была не просто экзотическая фигура пилотажа, придуманная для рекламы самолета. При определенных обстоятельствах в воздушном бою она могла стать эффективным тактическим приемом. Необычная траектория истребителя была наглядной демонстрацией того, что самолет управляем при нулевых и даже отрицательных скоростях, что его ориентация в пространстве не влияет на устойчивость и управляемость, а двигатели надежно работают во всем диапазоне скоростей. Сегодня эта и другие фигуры небесной акробатики – «фишки» всемирно известной пилотажной группы «Стрижи», летающей как раз на 29-х.

Развитием 29-й модели стали самолеты МиГ-29К/КУБМиГ-29М/М2, а также фронтовые истребители МиГ-35 и МиГ-35Д. Две последние машины - это многоцелевые истребители поколения «4++», представляющие собой дальнейшее развитие боевых самолетов в направлении повышения их эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик.

Основные отличия МиГ-35/МиГ-35Д – интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения, возможность применения перспективных авиационных средств поражения, повышенная боевая выживаемость, достигнутая за счет применения бортового комплекса обороны.Преимущества этих самолетов и в увеличенной боевой нагрузке, размещаемой на девяти (!) точках внешней подвески, в существенно сниженной заметности в радиолокационном диапазоне, в возможности дозаправки в воздухе. Как сообщил недавно заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, до 2020 года Военно-воздушные силы России в рамках госпрограммы вооружения получат не менее 30 истребителей МиГ-35.

Дмитрий Сергеев

Источник: tvzvezda.ru