Русские Вести

Армия 2023. Как сбываются мечты


Шёл второй день форума, солнце грело во всю мощь. На входной группе в павильоны уже к десяти утра народ валил валом: военнослужащие в парадной форме, участники и организаторы выставки, семьи с детьми, корреспонденты с аппаратурой, иностранные военные с переводчиками, одетые в летние платья дамы, учащиеся специализированных учебных заведений.

- Это звучит не очень прилично, - сказал нам командир сводного отряда, которого мы встретили на входе и которому решили составить компанию, - но тем не менее: каждый раз, как мы вгрызаемся в новые позиции, первое, что мы делаем, - обустраиваем, простите, клозет. Потом на этом месте (ещё раз прошу меня простить), становится очень неопрятно.

Поскольку динамичному настроению форума «Армия России 2023» наш разговор не особо соответствовал, мы с командиром переключились на любимую тему «дроны и дроноподавление». - Ну, что, придумали учёные какой-нибудь компактный купол против дронов? – с надеждой интересовался командир.

- А пёс его знает! – отвечал я. – Всё что имеется, уже волонтёры поставили на передовую. Ждём отзывов.

Когда в июне, мы с Бурятом ездили к этому самому сводному отряду в ЛНР, нам пришлось проводить занятия в поле, и жить «в поле», поскольку в расположение отрядов было несколько прилётов. На полигоне мы устроили импровизированный клозет, растянув на дугах масксеть. Один боец делал свои дела, второй боец наблюдал за «небом».

Тогда же, один из ополченцев, с позывным Симон, сказал своему командиру и нам: «Не очень охота помирать в таком месте! Как-то не по – геройски, что ли...»

- Вот поэтому по двое и ходите! – ответил тогда командир. Один периметр охраняет, второй, туда-суда.

Я отогнал воспоминания, и мы с жаром принялись обсуждать работу противодронных систем подавления.

Размер экспозиции выставки поражал моё воображение, - казалось, что до самого горизонта тянутся выставочные кластеры, на многие километры. Снаружи выставлялись новейшие образцы бронетехники, специальной техники, вооружения. У бронеавтомобиля на базе работяги «Тигра», командир задержался надолго.

- Не, ну ты видел?! – командир достал смартфон и сделал снимок таблички с ТТХ машины.

На бронеавтомобиль инженеры поставили РЛС, а в турели разместили счетверённую установку пулемётов.

- Я бы калибр побольше воткнул! – не унимался командир. – 12.7мм, например. Чтобы наверняка!

Дело в том, что два месяца назад, один из FPV-дронов противника приземлился на полигоне, после того, как его частоту погасили противодронным ружьём. Однако, приземлившись, пилотажный дрон встал на боевой взвод, и когда один из бойцов решил «затрофеить» приземлившийся аппарат, произошёл подрыв, и воин лишился руки и глаза.

- Интересно, а модули с РЛС отдельно могут поставляться, чтобы подразделение ставило их на крышу любого транспортного средства? – поинтересовался я. Вышла машина из строя, модуль переставил, и вперёд!

Яркое солнце слепило глаза, бликуя на выставленной технике. Мы продолжили наш вояж по рядам бронемашин, танков, спецтехники, беспилотных дронов и вертолётов.

- Ух, ты! – как ребёнок восхитился командир, заметив беспилотный грузовик 4*4. Вот такой бы образец, но с адекватным бронированием. Пригодился бы для проводки колонн. Всё же не рисковать жизнями парней, хотя штука дорогая, конечно!

Я почитал описание. Аппарат был оснащён системой машинного зрения, но в любом случае, машине требовался оператор, который мог находиться на расстоянии, и определять курс грузовика.

- Вообще, приятно видеть совсем новые образцы. – сказал командир. – А то много «старых знакомых», когда дорабатывают уже имеющююся технику. Тут же совсем другие «лица» техники.

- Ну, что-то в стадии проекта, что-то уже испытывается, что-то уже готовится быть принятым на вооружение, – сказал специалист КБ, которое разработало беспилотный грузовик. - Мы, кстати, собираемся делать дистанционно управляемый минный трал.

- А ему машинное зрение-то для чего, если им оператор управляет? – спросил я.

- Так он может и по маршруту сам двигаться! – ответил специалист. – Задал обратный курс, дал команду, и машина сама пошла работать.

Мы осмотрели новые разработки бронетранспортёров, беспилотные гусеничные комплексы, камуфляжные маскировочные сети с защитой от термо–оптики. Модульные системы для установки на транспортные средства имели оригинальное решение, например блок с бронированной кабиной и турелью, который устанавливался на стандартный агрегат, превращая грузовик в бронированную, адекватно вооружённую машину, способную уверенно огрызнуться.

- Будем надеяться, что эти технические решения попадут на фронт чем скорее, тем лучше! – сказал командир.

Мы решили переждать полуденное солнце, удалившись под сень павильонов. Под крышей было прохладно, и глаза разбегались от представленных экспонатов. Очень много было стендов с тактической медициной. Видно было, что талантливые люди нащупали контакты с передовой, наладили обратную связь, и стали делать турникеты, рюкзаки, тренажеры, манекены, тампонаду, бандажи, аптечки очень хорошего качества. Было на форуме огромное количество дронов, винтокрылых, самолётного типа, гусеничных, водных.

У павильона, где выставлялись отечественные турникеты, мы остановились. Мне и Денису, за то время, что мы готовили различные подразделения по тактической медицине, приходилось испытывать разные турникеты, которые инженеры бесконечно улучшали и модифицировали. Дэн напялил перчатки, сложил турникет в конфигурацию «петля» и накинул себе на руку, после чего нащупал хвостик и затянул петлю на руке, выкрутил «брашпиль».

- Гляди, до чего ребята додумались! – сказал Денис, снял турникет, разомкнул, разгладил и передал мне. Я провёл пальцами по ткани и не поверил своим ощущениям: обычно в критических ситуациях работать с турникетом приходится в боевых перчатках, потому что времени стягивать их нет, требуется наложить на конечность турникет, как можно проксимальнее, чтобы остановить вытекающую кровь. С кровью может вытечь и жизнь, а нас учили бороться за каждую каплю крови. Итак, работая в перчатках иногда сложно бывает нащупать кончик турникета, поэтому люди, которые часто тренируются его накладывать, опаляли раньше зажигалкой фрагмент «велкро» на хвостике. На «турникете боевом специальном» эта проблема была решена - тактильно хвостик можно было нащупать даже в толстых перчатках. Также «велкро» было убрано и с обратной стороны «рогов», и теперь, накладывая турникет на руку, он не цеплялся за липучку, на которой висит на рукаве патч.

Многие люди могут сказать, что это мелочи: однако некоторые мелочи, могут превратиться в крупные проблемы. Мы двигались из сектора «Е» в сектор «С». В недрах павильона царила приятная суета. Люди разбивались на группы, смотрели, кооперировались, снимали фото и видео, оживлённо болтали.

Командир вдруг встал как вкопанный, и я чуть не сбил его с ног, как кеглю.

- Ну надо же! – только и смог воскликнуть он. – Ну надо же! – помнишь наш разговор о сортире на передовой?

- Ну!? – сказал я.

- Гляди! – и командир показал на один из многочисленных павильонов, со скромным баннером, на котором была скромная надпись «Друг».

В недрах павильона я разглядел компактную палатку на дугах, защитного цвета. Дно у палатки отсутствовало, на полу стоял компактный раскладной стульчак, хитро оборудованный огромным полиэтиленовым мешком чёрного цвета.

Не веря своему счастью, командир вломился в павильон и представился. Пока автор разработки объяснял принцип устройства своего оборудования, один из сотрудников за полторы минуты собрал клозет. «Домик» хитро сложился вместе с дугами и превратился в маленький блин, диаметром полметра. Теперь это оборудование занимало места ровно столько, сколько занимает сложенный рыболовный стульчик.

- Попробуйте установить сами! – предложил один из сотрудников «кемпинга».

Командир глянул на часы, засекая время, взялся за «блин», развернул его, и, - о, чудо! – на полу стоял «домик» защитного цвета в человеческий рост. Отсек на молнии, который служил «дверью», открыли, установили туда стульчик, пакет и сиденье. Процедура заняла меньше минуты.

Для траншейного применения имелось подобное устройство, но с маскировочным куполом.

- Мне таких надо десять! – сказал командир.

- А вы уже шестнадцатый человек, который говорит, что этих изделий ему надо много.

Дмитрий Суслов, известный инструктор по тактической медицине, интересуясь вещами, представленными на стенде, заметил философски:

- Кто был на передовой, тот прекрасно понимает, что 80% всей войны, - это бытовуха.

Поговорили про обстановку на фронте. Я прошёлся взглядом по продукции фирмы и не поверил своим глазам.

- Это что же у вас… - всё ещё не веря увиденному, поинтересовался я, - Волокуша транспортировочная?

- О! Сразу видно знатока! – оживился сотрудник стенда. – Попробуете?

На полу лежала волокуша, которая была создана для эвакуации пострадавших из труднодоступных мест. Эвакуация на таком пластмассовом корыте осуществляется с помощью мускульной силы одного спасателя. Внутри корыта была оборудована система для крепления раненого, нижняя часть, где у волокуши находился «транец» имела скрученный в рулон кусок прочного пластика, который при необходимости разворачивался и позволял зафиксировать ноги пострадавшего. Спереди волокуша имела длинную и прочную стропу, длинною два метра. Стропа позволяла тащить пострадавшего, хоть лёжа, хоть стоя. В таком корыте одно удовольствие было бы перемещать БК по траншеям, если использовать данное изделие не только как эвакуационное, но и как транспортное.

- Прокатимся?! - предложил я командиру.

Тот кивнул и бухнулся навзничь, как на занятиях по такмеду, которые мы много раз проводили на передовой. Я подполз к телу лежащего, сымитировал беглый осмотр, и повернул его на бок. Потом завёл под него волокушу, и вернул в горизонтальное положение, после чего зафиксировал на волокуше ремнями с фастексом. Я отполз на длину стропы и попробовал тащить раненого лёжа. По полу павильона волокуша скользила как по маслу. Можно был ползти и тащить одной рукой.

- Поехали на променад! – сказал командир.

- Давайте! – согласился инженер.

Мы выехали из павильона. Ползти мне было стыдно, поэтому я накинул «постромки» себе на грудь и двигался, прорубая себе дорогу среди посетителей. Народ заинтересовался необычным зрелищем. Многие фотографировали.

На асфальте тащить корыто с раненым было так же легко, как и по полу павильона.

- Давай бордюр найдём и на него заедем! – командовал лежащий в волокуше. – Теперь подъём ищи! Туда поедем!

- Класс! – прокомментировал нашу упряжку кто-то из организаторов.

- Ребят, прокатите нас пожалуйста! – попросили идущие навстречу дамы.

- Ехали на трооойке с бубенцаааами! – затянул командир, пришвартованный к корыту.

Наш вояж завершился тем, что мы с инженером погрузили волокушу с раненым в кузов «Тигра». На корыте имелись удобные стропы по обоим бортам.

- И это ещё не всё, что может волокуша! – сказал инженер.

Мы вернулись в павильон, закатили волокушу на стенд, инженеры напоили нас чаем, а через двадцать минут главный инженер и наш спутник договорились о том, что на передовую командир безвозмездно повезёт три волокуши, туалеты, и несколько полевых душевых устройств. Количество они уточняли в тот момент, когда я писал на ноутбуке эту статью.

Константин Кант

Источник: zavtra.ru