Москва упорно и целенаправленно укрепляет своё экономическое, геополитическое и военное господство в огромном Арктическом регионе. Так, например, с 1 января нынешнего, 2019 года, Россия ввела ограничения на проход по Северному морскому пути любых судов зарубежной постройки, перевозящих нефть, газ или уголь. Кроме того, было объявлено, что иностранные военные корабли отныне смогут ходить по этим водам только после соответствующего уведомления российских пограничников о намерении посетить Русскую Арктику.
В Соединенных Штатах Америки эти решения Кремля вызвали очередную бурю угроз и новый шквал русофобии. Американские политики и генералы тут же хором закричали, что они глубоко возмущены «незаконными русскими претензиями». Вашингтон-де никогда не признает Северный морской путь внутренними водами России и уж точно, ни при какой ситуации не допустит формирования в Арктике стратегического союза Москвы и Пекина. Первым этот пар всеобщего возмущения выпустил командующий военно-морскими силами США в Европе адмирал Джеймс Фогго.
Рассказывая журналистам о мерах, которые предпринимает Америка по сдерживанию т.н. «русской агрессии», он сказал: "Россия забывает, что Арктика - это не её территория. Арктика - свободная зона. Русские уделяют этому региону слишком много внимания. Это не чье-то озеро: к арктическим водам должны иметь свободный и открытый доступ все страны Арктического совета, в который, помимо России, входим и мы, а также Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Финляндия и Швеция. Что касается Китая, то он вообще не обладает правом использовать воды Арктики, так как членом Арктического совета не является. США не позволят России и Китаю господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь."
В дополнение к этой воинственной речи, рупор американский ворократии Wall Street Journal гордо сообщил, что Вашингтон планирует в ближайшее время восстановить свою морскую базу на Алеутских островах, неподалеку от российских арктических рубежей. А командующий войсками Береговой охраны США адмирал Пол Цукунфт торжествующе поведал миру, что американские верфи день и ночь без устали строят первый американский военный ледокол, на который уже выделено 655 млн. долл.
Своим заокеанским боссам тут же верноподданнически «подхрюкнул» министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон, который заявил, что вооруженные силы её величества королевы тоже нарастят своё присутствие в Арктике для защиты северного фланга НАТО от незаконных претензий России. Согласно новой арктической стратегии Лондона, более тысячи британские морпехов скоро будут размещены на базах Норвегии в рамках совместной миссии со своими американскими и голландскими коллегами. А в следующем году на базу королевских ВВС в Шотландии доставят девять противолодочных самолетов П-8 «Посейдон», которые начнут регулярно патрулировать арктическое небо в поисках зловредных русских подлодок.
Впрочем, для огромных арктических просторов всё это – капля в море. Между тем, для России Арктика имеет первостепенное экономическое, геополитическое и военно-стратегическое значение. Что касается экономики, то Арктика – настоящая кладовая важнейших природных ресурсов. По самым предварительным оценкам, только годной к добыче нефти в арктических недрах запасено не менее 100 млрд. тонн, а природного газа — более 50 трлн. кубометров.
Кроме того, Арктика является нашим важнейшим военно-стратегическим плацдармом, на просторах которого сегодня всестороннее доминирование российских вооружённых сил очевидно и неоспоримо. Его западный стратегический фланг прикрывает наш Северный флот, а восточные арктические рубежи находятся под защитой Тихоокеанского флота. Северный Ледовитый океан является главным районом боевого дежурства русских подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. В Арктическом небе пролегает большинство маршрутов развёртывания наших воздушных стратегических ракетоносцев. В космическом пространстве над Северным полюсом проходят траектории полёта наших межконтинентальных баллистических ракет с термоядерными боезарядами.
Поэтому развитие военной инфраструктуры идёт здесь опережающими, ударными темпами. Никто, кроме русских, не умеет строить в жестоких полярных условиях многоцелевые военные аэродромы и универсальные базы, такие, как уникальный «Арктический трилистник» на земле Франца-Иосифа, «Северный клевер» на Новосибирских островах или «Полярная звезда» на острове Врангеля.
С воздуха нашу арктическую группировку прикрывают лучшие в мире зенитно-ракетные комплексы С-400, небо патрулируют тяжёлые перехватчики Миг-31БМ. Сухопутные рубежи находятся под охраной двух специальных арктических бригад Северного стратегического командования, двух отдельных бригад морской пехоты Тихоокеанского и Северного флотов, дивизии береговой обороны на Чукотке и множества других специальных частей и соединений. С морских направлений арктическое побережье России защищают, помимо многочисленных кораблей и подлодок, самые мощные и дальнобойные береговые ракетные комплексы «Бастион», способные надёжно контролировать акваторию на всём протяжении Северного морского пути.
Америке такая арктическая русская мощь явно не по зубам. Кстати, наиболее профессиональные и адекватные американские генералы это хорошо понимают.
Так, на днях глава Северного командования Вооруженных сил США и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки Терренс О'Шонесси заявил: "Американский народ стоит на пороге новых отношений со всем миром. Мы сейчас живем в гораздо более конкурентной и угрожающей обстановке, чем предыдущие поколения американцев. Мы не сталкивались с таким систематическим и целенаправленным повышением угроз со времен разгара холодной войны. Меры, предпринимаемые русскими для развития военной инфраструктуры в Арктике, без сомнений свидетельствуют, что мы находимся в такой опасности, в какой не были уже в течение десятилетий...»
А министр армии США Марк Эспер 27 февраля и вовсе сделал очень показательное признание. Он сказал: «К 2028 году возможности российской армии достигнут максимума. У нас есть не более 10 лет на подготовку к возможным угрозам. Для этого нам надо пересмотреть около 200 оружейных программ и переориентировать средства на модернизацию вооружений для противостояния России.
Пока мы воевали на Ближнем Востоке, русские и китайцы нарастили свою военную мощь. Воюя в Ираке и Афганистане, армия США потеряла готовность бороться с такими странами, как Россия и Китай. В результате, сегодня нам нужно обновлять наш арсенал, который не обновлялся в течение 40 лет...»
Так что с объявлением Русской Арктики «свободной зоной под международным контролем» американцам придётся подождать лет сто, как минимум. А мы за это время окончательно превратим её в опорный край державы, неприступный для врагов.
Илл. Алексей Беляев-Гинтовт.
Константин Душенов