Сможет ли Россия обезпечить себя продуктами питания? Такой вопрос вовсе не праздный, поскольку в связи с событиями на Украине и в Крыму ЕС и США грозят ввести экономические санкции против России, вплоть до введения торгового эмбарго. Как эмбарго может отразиться на нашей повседневной жизни? Будет ли нам чем заполнять холодильники?
Кризис на Украине грозит проявиться и в России в виде экономических санкций от лица США и Европейского союза. Однако для отечественных производителей это может оказаться полезной мерой, ведь с большой долей вероятности эти санкции обернутся не наказанием за непокорность перед Западом, а развитием внутреннего производства и расширением отечественного рынка, в том числе сельскохозяйственного. Разумеется, этот процесс не произойдёт мгновенно, поэтому в какой-то момент страна рискует оказаться в ситуации многим хорошо знакомого советского дефицита, не говоря уж о набивших оскомину длинных очередях и пустых полках магазинов в перестройку. Действительно, если зайти в супермаркет и посмотреть на ценники, где указана страна происхождения товара, то создаётся впечатление, что едим мы немало импортных продуктов. Картофель нам поставляет Израиль, молоко и сыр – страны Прибалтики, вина – Испания, яблоки – Польша, рыбу – Норвегия, чеснок – Китай. Такая ситуация вкупе с закрытием продовольственных рынков заставляет задать вопрос: смогут ли российские производители продуктов питания заполнить своими товарами рыночные ниши, которые образуются при ограничении поставок из-за рубежа? А если смогут, то насколько быстро и эффективно? Каково вообще соотношение импортной и отечественной продукции на российском рынке продуктов питания?
Зерно. В Доктрине продовольственной безопасности России значится, что доля отечественной зерновой продукции на рынке должна составлять не менее 95%. В 2013 году этот показатель составлял 98,8%, так что если даже все страны одновременно откажутся от поставки, то нанесут больший вред себе, чем экономике России. В частности, не стоит ожидать, что правительство Казахстана, который поставляет в Россию примерно половину всего импортного зерна и, кстати, не является членом ВТО, рискнёт подставить под удар собственную экономику да ещё и испортить отношения со своим давним партнёром. Кроме того, некоторую часть зерна Россия, наоборот, поставляет за рубеж, в основном в страны Северной Африки и Ближнего Востока. В случае введения санкций против России та часть зерна, которая в настоящий момент экспортируется за рубеж, будет перенаправлена на внутренний рынок России, и эти страны столкнутся с неприятностями, что вряд ли поспособствует улучшению их и так непростых отношений с США и Евросоюзом.
Мясо. Как был в России дефицит отечественного мяса ещё с советских времён, так и остался до сих пор. Правда, сейчас наша страна не стоит в очередях, поскольку мясо и любые мясные продукты можно купить везде совершенно свободно – но в основном импортные. Не менее 37% мяса, потребляемого в России, поступает из-за границы. Отчасти это соотношение является результатом опять же советского «планового» подхода, когда преимущественно разводились молочные породы крупного рогатого скота в ущерб мясным. Сейчас это соотношение достигает 90%. Конечно, молочных коров разводить выгоднее – при тех же затратах одновременно можно получать и говядину, и молоко, но из этого следует только то, что производство мяса в настоящее время не является самостоятельной отраслью российского агрокомплекса. Со свининой ситуация немного получше, поскольку доля импортной свинины в общем количестве составляет около 30% и в последние годы снижается. Однако процесс этот происходит медленно, и нельзя говорить о полном отказе от зарубежных поставок, которые в основном идут из Канады, США и Беларуси. Кроме того, уровень собственного обеспечения мясными продуктами отстаёт от нормы, прописанной в Доктрине, на 7,7%. Впрочем, не всё так плохо: немало экспертов полагает, что подобное соотношение является следствием лоббирования открытости российского рынка зарубежными производителями, а это означает, что в случае введения санкций рынок будет частично или полностью закрыт для импорта, что через некоторое время стимулирует развитие отечественного производства мяса и мясных продуктов. Примерно так сейчас обстоит на внутреннем рынке мяса птицы. В частности, доля импортного куриного мяса составляет всего лишь 10% от общего потребления, да и то почти весь объём охлаждённого мяса поставляет Белоруссия. Замороженное же мясо прибывает из США, Канады и Бразилии, причём его доля постепенно снижается.
Рыба и морепродукты. Россия занимает пятое место в мире по вылову рыбы и морепродуктов, так что их недостатка в магазинах вряд ли стоит опасаться. Общая доля импорта не превышает 20% от общего потребления и так же, как и для мяса, данный показатель снижается в течение нескольких последних лет. В частности, наибольшее количество рыбы в Россию поставляют Норвегия, Исландия, Эстония и Фарерские острова. У них мы покупаем лишь лосось, сельдь, форель, кильку и салаку. Даже если россиянам придётся перейти от зубатки на треску, это будет не самая большая потеря, а возможно и плюс для российской рыболовной промышленности.
Молочные продукты. После вступления России в ВТО наибольшему удару подверглась российская молочная промышленность. В настоящее время доля импортного (в основном белорусского) молока и молочной продукции в Россию по сравнению с отечественным составляет от 30% до 60% и непрерывно растёт. Другими поставщиками цельного и сухого молока, сливок и сыра в Россию России являются Финляндия, Германия, Украина, Новая Зеландия, Литва и Польша. Но опять же не всё так плохо. Белоруссия, скорее всего, не будет участвовать в эмбарго, а так как численность имеющегося поголовья молочных пород крупного рогатого скота в России почти в 10 раз больше, чем мясных, то производители найдут способы обезпечить страну высококачественными молочными продуктами и решить проблему сохранности.
Овощи и фрукты. Следует признать, что Россия не способна полностью обезпечить себя даже такими традиционно российскими продуктами, как картофель и яблоки, причём доля импортных яблок составляет без малого 75%. Картофель мы закупаем в Нидерландах и Бельгии, яблоки и капусту – в Польше. Испания и Турция поставляют огурцы и помидоры (так называемые «азербайджанские»), Китай – лук, чеснок, картофель, яблоки. Израиль – морковь, болгарский перец. Вообще, две трети всего рынка фруктов в России и 20-40% овощей, в зависимости от урожая – это импортная продукция. Полностью Россия обезпечивает свои потребности только свёклой. Одной из главных проблем России в обезпечении своих граждан овощами и фруктами ещё с советских времён являются огромные (до половины) потери урожая при хранении. Сложно сказать, случайно так получилось или была намеренная политика, но ни в СССР, ни России никогда не было и нет качественных овощехранилищ, способных сохранить урожай до весны, а научные разработки, способные поднять конкурентоспособность российской продукции до мировых стандартов, под разными предлогами встречали противодействие при внедрении. Как следствие, магазины и торговые сети предпочитают не связываться с рисковыми российскими овощами и фруктами, способными испортиться при продаже и нанести компании убыток, а закупать вымытые, отсортированные и обработанные химическими реагентами импортные продукты из-за их внешней привлекательности и способности к хранению. Цена закупки, а также наличие или отсутствие ГМО, в отсутствие внутренней конкуренции, особого значения не имеет. Впрочем, зная до сих пор ещё не погашенную страсть нашего народа к огородничеству и садоводству, следует понимать, что восстановить необходимый объём производства экологически чистых овощей и фруктов можно довольно быстро.
Что касается других продуктов, то Россия полностью покрывает свои потребности в сахаре, растительном масле, куриных яйцах.
Разумеется, ни один из лидеров западных стран, даже откровенно недовольных курсом России, не говорит о введении экономического эмбарго. Мы лишь исследуем возможность россиян обезпечить себя пропитанием в случае развития худшего сценария. Но даже если вообразить себе фантастическую картину полной блокады, очевидно, что, хотя россиянам придётся ужать на какое-то время свои потребности, ждать серьёзного голода не стоит. Скорее санкции ударят против тех стран, кто их попробует ввести. При тех ресурсах, которые всегда были и пока ещё есть у России, наладить автономное существование мы сможем без проблем.
Пётр Веклич
Источник: http://www.pravda.ru/society/how/11-03-2014/1198549-produkty-0/