Русские Вести

МОРАЛЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ, их взаимосвязь, историческая ретроспектива


Человек – это общественное существо. В одиночку человек существовать не сможет, и маленькая группа людей также долго существовать не сможет. Человечеству для выживания и существования нужно вполне определённое обществокак по качеству, так и по количеству своих членов. И для устойчивости существования подобногообщества между людьми должны быть сформированы специфические отношения – нормы и правила поведения человека.

Эти нормы и правила формируютконкретные требования к поведению людей, которые в нём желают жить. Некоторый свод норм и правил в конкретном обществе, определяющий основополагающие взаимоотношения между людьми,формирует моральэтого общества. То есть мораль – это то, что общество требует от своих членов для обеспечения своей устойчивости при выполнении определённой миссии данным обществом.

Категория понятия «мораль» имеет отношение непосредственно к конкретному обществу. Каждый его тип формирует своё понимание морали в соответствии со своими миссией, установками, нормами и правилами общежития. Поэтому в общем виде мораль – это некоторый набор норм и правил, которыми должны руководствоваться члены определённого сообщества людей, чтобы они не выделялись коренным образом на фоне остальных членов этого сообщества и делали его устойчивым. Таким образом, мораль изменяется с изменением типа общества и может коренным образом отличаться с переходом от одного типа общества к другому, даже быть почти противоположной по качеству.

 Мораль может нести как положительноеначало, благотворно сказывающееся на духовном развитии (внутренний мир человека, его мировоззрение, уровень знаний, ведание законов мироздания, в общем виде – интеллект человека) людей сообщества, так и отрицательноеначало – негативно влияющее на их духовное развитие. Это связано с тем, какого типа эмоции такая мораль будет заставлять проявляться в людях рассматриваемого сообщества.

 Если нормы и правила общества направлены преимущественно на проявление у людей низших эмоций (страх, злость, ложь, гнев и т.п.), то соответственно и мораль несёт негативноеначало. Если же нормы и правила общежития направлены преимущественно на проявление у людей высших эмоций (любовь, справедливость, честность, стыдливость, отсутствие зависти, милосердие и т.п.), то и мораль будет нести положительноеначало, способствующее духовному развитию своих членов.

Примерыморали с негативным началом несложно найти в истории – тёмные века, инквизиция, гонения на ведьм, насаждение религиозных догм огнём и мечом, доносына ближних и т.п. В последнее  столетие – явление «фашизма», когда одни люди объявлялись высшей расой, а другие  - недочеловеками, которых можно безжалостно уничтожать. И всё это возводилось в ранг государственной идеологии.

Категория понятия «нравственность» имеет отношение уже непосредственно к самому человеку – члену общества. Человек в меру своего духовного развития, в меру своих знаний и понимания реальностиволен так или иначе реагировать на требования морали конкретного общества. Причём человек может реагировать не только на требования морали, но и другие требования, например, этические, эстетические и т.п. Здесь будем говорить только о требованиях морали.

Именно человек проявляет конкретные эмоции в том или ином случае, реализуя требования моральных устоев своего общества. Человек высоко уровня духовности будет в любых случаях преимущественно проявлять высшие эмоции в любой обстановке, в любом типе общества, и такое проявление высших эмоций будет высоконравственным поведением данного человека в конкретнойситуации  независимо от морали общества. Человек низкого уровня духовности будет преимущественно проявлять те эмоции, реализовывать те свои качества и свойства, которые навязываются господствующей в данном обществе моралью.

 Если мораль несёт положительноеначало, то и эмоции человека могут быть преимущественно высокого уровня и будут способствовать дальнейшему развитию такого человека. Если же мораль общества несёт отрицательноеначало, то эмоции человека будут преимущественно низкого уровня – и соответственно негативно действовать и разрушать качества его личности, причём как на физическом, так и на духовном уровнях.

 Таким образом, нравственность – это степень отношения человека к проявлению моральных требований общества в конкретной ситуации, проявляющаяся в его действиях, сопровождающихся эмоциями. Это сугубо индивидуальное качество самого человека, которое, как правило,  определяется уровнем его духовного развития. Особенно ярко  истинная нравственность человека проявляется в обществе с преимущественно негативной моралью. И с другой стороны, человек с низким уровнем развития духовности способен расти духовно в обществе с моралью, несущей положительноеначало. Такое общество как бы подталкивает человека к его росту. А в обществе с моралью с негативным началом человек проходит экзамен на его уровень развития, на его способность проявлять высокие эмоции в различной обстановке – по-другому говоря – быть высоконравственным всегда и везде.

 Поэтому в обществе с негативной моралью человек, слепо выполняющий требования морали, то есть соблюдающий нормы и правила своего общества, с точки зрения категории нравственности будет преимущественно безнравственным. Таким образом, человек может соблюдать моральные принципы, но при этом оставаться безнравственным. В таком случае идеальным для человека и общества будет ситуация, когда моральные принципы общества помогают человеку проявлять высокую нравственность, которая будет способствовать духовному росту человека, а, следовательно, и развитию всего общества в целом. Отсюда вывод: нормы и правила жизни в обществе – мораль -  должны нести положительноеначало, это будет способствовать развитию ичленов общества,  и самого общества.

Кто же определяет эти требования общества к его членам? Некоторые требования и нормы выявляются пробами и ошибками, опытом предыдущих поколений людей, живших и живущих в  обществе. Какие-то нормы и правила предлагают обществу его иерархи - наиболее высокодуховные, высокоразвитые члены общества, которые периодически появляются в нём и способны в процессе своей жизни значительно продвинуть общество вперёд в своём развитии. Они обладают гораздо более высокими знаниями и веданием, чем остальные члены общества, и способны увидеть то, что остальным его членам недоступно. Кроме того, такие нормы и правила общество может получить в подарок от представителей другого более развитого общества извне.

Все эти нормы и правила коренным образом зависят по своему качеству от цели и миссии данного общества. Они могут нести помощь его членам для их дальнейшего духовного роста или снижать их духовный уровень. Так или иначе, свод таких основополагающих норм и правил, то есть мораль - это некоторая объективная реальность, соблюдение которых,по крайней мере, большинством его членов делает общество на данном этапе его развития устойчивой системой. В то же время люди, соблюдая или не соблюдая требования морали данного общества, могут получить дополнительный толчок для своего развития или – для своей деградации, проявляя при этом нравственность или безнравственность.

Как же наши предки реализовывали на практике такие понятия, как мораль и нравственность. Современные господствующие в нашем мире религии реально появились и достигли своего господства согласно классической истории 1000 – 2000 лет назад. Как показывают археологические исследования последнего времени на территориях нашей страны, Ближнего Востока, Европы, Азии, а также генетические исследования расселения современных людей, ещё 3-5 тыс. лет назад на этих территориях существовали города и поселения достаточно высокого уровня развития.

 Например, Аркаим – на Урале, что говорит о наличии в это время на этих территориях достаточно развитых государств или одного государства, которому соответствовало вполне определённое общество людей с присущей им моралью. При этом современных религиозных символов в этих обществах не наблюдается.

Ещё ПётрI провёл реформу календаря на территории России и заменил старый календарь, использовавшийся на территории России ранее, на 1700 год от рождества Христова – на европейский лад. А ведь по отменённому календарю сейчас у нас идёт 7524 лето от Сотворения Мира в Звёздном Храме, и все летописи Русского государства, созданныедо 1700 года, оперируют именно этим древним календарём. А это говорит о том, что нам предшествовало огромное количество поколений наших предков, которые жили в достаточно развитом обществе, раз у них был такой древний календарь. У дикарей – календарей нет.

Об уровне развития, о морали и нравственности того общества могут говорить дошедшие до нас артефакты, сказки, былины, пословицы и поговорки, а также древние выражения в нашем русском языке. Например,выражение «храм науки», которое совсем не относилось к религиозному храму, а предшествовало ему – в этих храмах размещались библиотеки и учились дети и взрослые, а затем они стали использоваться как религиозные храмы разных конфессий.

Именно из этого обществапришли к нам древний календарь, Народное Вече(древний Новгород, Псков), всеобщая грамотность населения (найденные в Новгороде берестяные грамоты писали люди всех сословий), множество русских народных обрядов, связанных с природой, которые затем преобразовались в религиозные праздники, например, Масленица и многое другое.

Как оказывается, все так называемые моральные заповеди пришли к нам именно из того общества. Для того чтобы реализоваться в этом, назовём его древнем, обществе религиям пришлось мимикрировать, подстраиваться к существовавшимранее традициям, пытаться обманом завладеть умом и мыслями людей, то есть действовать на уровне эмоций человека.И таким образом привычные требования морали древнего общества оказались в моральных нормах всех существующих сейчас религий.

Люди, которые существенно нарушали нормы и правила общежития в древнем обществе, то есть мораль, либо наказывались определённым образом, либо, в крайнем случае, изгонялись – становились изгоями.Нормы и правила этого общества позволяли людям жить не только в гармонии между собой, но и в гармонии с окружающей  их природой, и при этом преимущественно положительная мораль приводила к развитию большинства членов такого общества, которые проявляли в нём в основном высокое нравственное поведение.

Общий свод норм и правил в древнемобществе создавал так называемый «КОН», на основе которого затем рядили и судили при необходимости наиболее его уважаемые люди, составляющие некоторый общественный институт, одним из названий которого было «ВЕЧЕ». Впоследствии, когда это древнееобщество стало подменяться обществом, построенным на основе религии, стали вводиться и другие нормы и правила, не входящие в «КОН». Такие нормы и правила уже были направлены не на защиту всех людей, а только на защиту некоторой группы людей, захвативших власть в этом обществе. Такие нормы и правила получили название «ЗАКОН», то есть они находились за «КОНОМ». С тех пор наше общество живёт по законам, которые устанавливают власть имущие для своих нужд. Такие законы, как правило, являются несправедливыми и необъективными для большинства его членов. Таким образом, в следующем после древнегообществе, построенном на господстве религий, с одной стороны действовали почти все те же нормы и правила общежития людей (мораль), которые перешли из древнегообщества, но действовали уже и нормы и правила, определяемые Законами и требованиями господствующей религии.

Как правило, те нормы и правила, которые перешли из древнего общества, составляла некоторую ширму, прикрывающую истинную мораль этого религиозного общества.И такие нормы и правила почему-то имели весьма ограниченное хождение – только для тех слоёв общества и людей, которые всецело приняли религиозную мораль. Остальные люди не попадали под требования данной морали, и на них она не распространялась. Это привело к тому, что религия  стала насаждаться  огнём и мечом, осуществлялись так называемые гонения на ведьм. Крестовые походы против людей, подрывающих устои насаждаемой религии, например, насильственноекрещение Киевской Руси, уничтожение Катаров во Франции, всё это делалось в соответствии с существующей в то время моралью и законами.

В последние несколько сот лет в современном западном обществе, а сейчас и в России господствует мораль, основывающаяся на принципах либеральной демократии. Во главу угла поставлены такие понятия, как максимальная свобода личности, индивидуализм, частная собственность и другие. В результате нормы морали древнегообщества едва ли не повернулись на 180 градусов. Всё, что раньше на основе опыта предыдущих поколений и знаний великих людей – иерархов определяло нормы и правила общежития, было выброшено за ненадобностью. Были придуманы новые нормы и правила, которые очень приглянулись узкому кругу людей, которые и разработали либеральную идею и либеральные принципы, так как прежние нормы и правила не позволяли прорваться во власть и править миром. Это был зарождающийся в западных странах в 16-17 веках новый класс промышленников и банкиров,  у которых появились большие деньги, а власти не было. И для обоснования своих притязаний на власть и для её реализации ими была разработана либеральная идея.

 К чему привело господство этой идеи, мы видим со всех сторон: экология на грани возможного существования, вода и воздух отравлены, земля приведена в негодность для использования. Отходами жизнедеятельности потребительского общества завалены не только огромные пространства земель на всех континентах, но и огромные пространства океанов, природные ресурсы катастрофически истощаются. Белое население нашей планеты постепенно вымирает, так как разрушены принципы построения семьи, проповедуется неограниченный секс, однополые браки, ювенальная юстиция, торговля органами и стволовыми клетками, и т.п. Причём всё это почему-то имеет отношение только к белому населению. Все остальные почему-то живут в основном по-старому. Возможно, кому-то не нравятся именно белые люди, и от них хотят избавиться. Мораль  сводится к понятию: разделяй и властвуй и фактически принципу вседозволенности именно для тех его членов, которые такое общество яростно отстаивают и максимально пользуются его благами.

Что же нас ждёт дальше, в будущем? Какую нам ждать мораль? Если общество останется таким, какое оно сегодня, то нас  ждёт что-то весьма негативное. Возможно, мы ещё и увидим недалёкое будущее, но  дети и внуки вряд ли его увидят. И если мы хотим, чтобы наши потомки жили на этой планете, нужно, как можно скорее, менять существующие общественные отношения, нормы и правила общежития не только между людьми  общества, но и между людьми и Природой, и самой планетой. За основу можно взять те нормы и правила, которые пришли ещё из древнего общества, в котором жили наши предки. Наверное, всё, что было ранее,непосредственно нельзя переносить  в современность, общество всё же развивалось и ушло далеко вперёд, по крайней мере, в техническом отношении. Хотя духовное развитие людей застопорилось с приходом религий и даже стало деградировать.

Общественные установки и мораль в социумах, построенных на господстве религий, только на словахнесут положительную нагрузку и влияние. На самом деле религия  несёт только раздор, сеет сумятицу в головах людей, ставит ложные цели и ориентиры жизни,что и показывает реальная история государств и обществ. В результате люди, которые стремятся полностью соблюдать религиозную мораль, на самом деле становятся безнравственными, так как несут остальным людям ложные сведения и знания в лучшем случае. И гибель – в худшем. Человек, даже если он сам и не осознает этого, несущий ложные сведения другим, вводит их в заблуждение,при этом разрушает свою личность и таким образом понижает свой уровень развития.

Будущее общество должно быть построено таким образом, чтобы его моральпомогала, подталкивала людей к проявлению высоконравственных качеств, вызывающих эмоции высокого уровня, позволяющие им развиваться. Такое возможно только в обществе, построенном, на принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ,гдецелью является не потребление, а всестороннее ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. При этом социумтакже будет переходить на более высокий уровень своего развития. Этому и должны соответствовать будущие нормы и правила общежития, то есть МОРАЛИ.

Валерий Сухов

Источник: https://vk.com/zerkaloinform