Русские Вести

Им не хватило пары секунд! Юрий Алексеевич Гагарин и его инструктор Владимир Серёгин


Утром 27 марта 1968 года в небе под городом Владимиром случилась страшная трагедия – погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин. Самолёт, на котором он совершал тренировочный полёт, разбился о землю недалеко от деревни Новосёлово Киржачского района. Вместе с Гагариным погиб его непосредственный начальник, инструктор, Герой Советского Союза Владимир Сергеевич Серёгин.

Для того, чтобы ответить на вопрос о причине аварии и гибели лётчиков, необходимо было собрать все имеющиеся факты и вещественные доказательства, пусть даже и не имеющие непосредственного отношения к полёту, провести тщательный анализ действий экипажа. Была создана правительственная комиссия, которую возглавил лично секретарь ЦК КПСС, будущий министр обороны СССР Дмитрий Устинов. Был исследован почти каждый квадратный сантиметр леса в радиусе 3 километров от места падения. Комиссия скрупулёзно провела разнообразные исследования. Фальсификации были практически исключены. Каждый факт проверялся не сам по себе, а лишь в совокупности с другими обнаруженными свидетельствами и независимо друг от друга. Например, при определении скорости, с которой самолёт врезался в землю, были не только проанализированы деформации кусков обшивки фюзеляжа, но и проведены расчёты по отпечаткам, отставленным стрелками приборов на циферблатах при ударе об землю. При анализе предполётного инструктажа участников попросили нарисовать схему, кто и где сидел в аудитории и что говорил. В конце концов, государственная комиссия дала заключение о том, что самолёт МиГ-15 УТИ, пилотируемый Гагариным и Серегиным, при возврате из учебного полета в какой-то момент сорвался в штопор и, совершив несколько витков в крутом пикировании, врезался в землю. 

Однако выводы комиссии и последовавшее официальное заключение для многих специалистов оказались недостаточно убедительными. Комиссия не смогла однозначно ответить на главный вопрос – почему, собственно, самолёт стал падать. Невероятно, но её заключение так и не было никогда официально опубликовано, якобы из-за событий в Чехословакии. Кроме того, группа космонавтов написала в ЦК КПСС письмо с просьбой о прекращении расследования с целью защиты чести и достоинства погибших товарищей от необоснованных обвинений. Это создало почву для рождения многочисленных неофициальных версий, слухов и легенд, от нелепых и фантастических «кухонных» или откровенных провокаций до вполне правдоподобных и реальных гипотез. Возможно, одна из них и является истинной, но, к сожалению, точного ответа на волнующий вопрос о причине аварии нет до сих пор. В данной статье я постараюсь лишь дать обозрение некоторых версий, на мой взгляд, заслуживающих внимания.

Итак, утром 27 марта 1968 года случилась катастрофа. При возвращении на Чкаловский аэродром из полётного задания № 2-КБП-ИА-67 (два круга по 15 минут каждый) учебно-тренировочный самолёт УТИ МиГ-15 производства Чехословацкой Республики упал на землю. Факты, которые установили комиссии (а их было не один десяток – всё-таки не шутка, погибли первый космонавт Земли Гагарин и командир особого авиаполка Серёгин), были следующие:

1) Самолёт в момент падения был полностью исправен, все приборы были под напряжением, органы управления в порядке, и т.д.

2) Самолет был полностью заправлен топливом и оборудован дополнительными баками. Для непосвященных поясню – это две бочки обтекаемой сигарообразной формы, которые вмещают по 260 литров авиационного горючего каждая и подвешиваются под крыльями. Они увеличивают дальность полета примерно с 800 до 1200 километров, но существенно усложняют управление – самолёт становится неповоротливым. Зачем их подвесили, так и осталось невыясненным. Полётное задание Ю.Гагарина не предусматривало наличие подвесных баков.

2) Машина падала под углом 60 градусов. Возьмите школьный треугольник и проверьте – это почти отвесно.

3) Оба летчика до последнего момента были в полном сознании, не пьяные, не под воздействием наркотиков, (которых тогда практически не было в СССР), не усталые, не больные и т.д., выспались, прошли положенный медицинский осмотр и инструктаж перед полетом. Кислородного голодания, кратковременной потери сознания, остановки сердца и т.д. не было.

4) Полёт проходил между двумя слоями облачности: нижний – 400 м (за точность цифр не ручаюсь), верхний – 2800 м. То есть не слишком высоко, но земля и линия горизонта вообще не были видны. Сильного ветра, смерчей, гроз и других подобных природных явлений в зоне полёта не было выявлено.

5) Гагарин доложил о выполнении задания и возврате на аэродром уже через 4 минуты вместо 30 положенных. Причина сокращения осталась невыясненной.

6) Падение началось примерно через минуту после последнего радиосообщения. Самолёт падал в течение примерно 55 секунд. Сигнал SOS летчики не подавали и не катапультировались.

7) До последнего момента Гагарин пытался выровнять машину. Перегрузка достигла 11 g. Самолёт при падении не загорелся.

Всегда считалось, что перечисленные факты были установлены достоверно. Вывод комиссии вы можете прочитать чуть выше – но, к сожалению, вывод неправильный, а точнее неполный. На мой взгляд, одной из причин этого является то, что специалисты очень тщательно анализировали технические аспекты аварии и в то же время достаточно поверхностно – психологические. То есть очень подробно рассматривали состояние техники и относительно мало касались причин поведения людей – лётчиков, техников на аэродроме, медицинских работников, администрации, командования разных уровней и т.д. Например, про предшествующую полёту откровенно нервозную обстановку в авиаполку и причинах таковой даже упоминать было нельзя в течение многих десятилетий. В последнее время появились данные о том, что комиссия скрыла или не обратила должного внимания на показания свидетелей, находившихся недалеко от места аварии, а также на некоторые другие косвенные свидетельства.

Слухи, слухи… Одной из первых появилась версия о том, что Гагарин отправился в полёт пьяным, точнее с похмелья – якобы вечером перед полётом устроил попойку с приятелями в честь возврата к полётам. И в какой-то момент не справился с управлением самолётом, свалился в штопор, а у Серёгина, как назло, в это самое критическое время почему-то случился приступ почечной недостаточности. Полная ерунда. О такой «подготовке», на мой взгляд, могут рассуждать лишь люди, которые привыкли всё окружающее видеть сквозь свой личный шаблон и ожидают от других людей поступков и действий в соответствии с этим самым шаблоном. Дисциплина в те годы была всё-таки на уровне. Кроме того, в случае разоблачения это был бы позор для Юрия, пусть даже подобный полёт всего лишь отложили бы на день-другой, потеря авторитета командира перед лицом товарищей и подчинённых. Тем более всех без исключения лётчиков непосредственно перед вылетом дважды проверяют строгие врачи, которые несут ответственность за своё разрешение, в том числе уголовную. Для примера напомню порядок, который сохранился и до нашего времени, по которому в любой советской автоколонне обязательно был штатный врач-нарколог. К тому же комиссия проверяла и это предположение, как бы кощунственным оно ни казалось, но не нашла в крови погибших никаких следов алкоголя и других «подозрительных» веществ.

На гипотезе разгерметизация кабины настаивал бывший сотрудник ГосНИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС Игорь Кузнецов. По его словам, кто-то забыл закрыть воздушный кран, соединяющий кабину с атмосферой, На высоте, близкой к 4000 м, лётчики заметили разгерметизацию и сразу же решили вернуться с задания. Чтобы не потерять сознание от кислородного голодания, Серёгин взял управление на себя (на педалях управления сохранились лишь его отпечатки), резко снизил самолёт, но попал в облачность, сорвался в штопор и врезался в землю. Однако, по мнению других специалистов, гипотеза не выдерживает критики. Перед полётом машина была тщательно проверена, подобные вещи практически исключены. Кроме того, в подобных случаях, например при боевых действиях в Корее в начале 1950-х годов, лётчики всё-таки не теряли сознания и спасали свои машины. Перед срывом в штопор МиГ-15 основательно трясёт несколько секунд, что является хорошим сигналом об опасности для лётчика, неожиданный срыв крайне маловероятен. А по словам Арсения Дмитриевича Миронова, доктора технических наук, профессора, главного научного сотрудника ЛИИ им. М.М. Громова, который принимал участие в работе комиссии по расследованию аварии, лётчики-испытатели назвали эту версию «полной чушью». Разгерметизация произошла лишь за 1-2 секунды до падения, потому что самолёт начал разваливаться из-за превышения перегрузки. В том числе лопнули баки, горючее из них мгновенно высосало наружу, поэтому и не было пожара, хотя вокруг воронки пахло керосином.

Высказывались и другие многочисленные версии – взрыв в воздухе, посторонний предмет в двигателе, столкновение самолета с лесными птицами (которые, правда, редко поднимаются на высоту более 30-50 метров), метеорологическим шаром-зондом (её первым высказал космонавт Герман Титов), незамеченная неисправность машины или приборов. Однако никаких следов воздействия (вмятин, дыр и т.д.) не было обнаружено. Существовала и легенда о том, что Гагарин после того, как совершил первый в мире полет в космос, много ездил по миру и в одной из стран был завербован западными спецслужбами. Почувствовав за собой слежку и поняв, что его «рассекретили», он решил покончить с собой, тем самым сохранив славу первого космонавта. Тренировочный полет с инструктором стал той подходящей возможностью, которая ему позволила осуществить задуманное. Другая легенда повествовала о том, что якобы Гагарин выжил в катастрофе, но сошёл с ума и пробыл в психбольнице аж до 1990 года. В третьей сообщалось о том, что Серёгин крайне болезненно завидовал славе Гагарина и не пожалел собственной жизни, чтобы его уничтожить. 

Появились и экзотические слухи: якобы в зоне полета, где Гагарин и Серегин выполняли задание, находился НЛО. Посредством телепатического внушения, исходившего из корабля пришельцев, экипаж был парализован, и самолет потерял управление. Некий светящийся объект в небе видели местные жители А.Г.Ярцева, Юрий Семёнов, Николай Осипов, после чего раздался взрыв. Известная прорицательница Ванга говорила, что Гагарин жив и скрывается в США (хотя, по другим источникам, Ванга сказала, что «Гагарин не погиб, его взяли…»). Прежде чем прислушиваться к словам подобных людей, не все из которых были шарлатанами, стоит подумать о том, что далеко не всё, что приписывается этой женщине с необычными свойствами и качествами, она в действительности говорила. Особенно много подобных слухов появилось в перестройку, когда массовый психоз людей из-за разрушения привычного хода жизни подготовил питательную почву для подобных «жареных» новостей, среди которых могли проскочить вполне обоснованные предположения. В начале января 2014 г. я ходил в дом-музей академика С.П.Королёва, недалеко от ВДНХ, и разговорился со смотрительницей музея. Она утверждала, что Гагарина похитили инопланетяне. С её слов, когда комиссия прибыла на место катастрофы, в комбинезоне Гагарина вместо тела лётчика обнаружили жуткое месиво из крови, кишок и т.д., в то время как тело Серёгина было в относительной сохранности. Кроме того, «чёрный ящик» с самолёта Гагарина после исследования катастрофы был залит гудроном и на нём до сих пор имеется надпись «НЕ ВСКРЫВАТЬ ПОЖИЗНЕННО», а почти вся документация по аварии до сих пор засекречена. Эта версия была высказана в 1960-70 годах и, конечно, была тогда воспринята как абсолютный бред. К тому же, по другим данным, на самолёте с бортовым № 18 вообще не было системы автоматической регистрации параметров полета (САРПП), того самого «чёрного ящика». Однако если данное предположение и не вписывается в рамки наших текущих представлений, то, на мой взгляд, всё же недостойно полного игнорирования. 

Обвиняли в аварии и лётчика другого самолета – «Су-15», который взлетел с аэродрома г.Жуковский, нарушил полётное задание и незадолго до аварии оказался не так далеко от рокового места. Суть обвинения состояла в том, что УТИ МиГ-15 Гагарина попал в вихревой «спутный след» пролетевшего ранее другого самолета, что привело его к срыву в штопор. Правда, подобные неоднородности держатся в воздухе не более пары минут, после чего рассеиваются без остатка. А.Леонов, первый космонавт, вышедший в открытый космос, утверждал, что данный лётчик (имя которого держится в секрете до сих пор) пролетел в нескольких метрах от самолёта Гагарина, не видя его в облаках и не подозревая об опасности, и перевернул его напором воздуха. Такие случаи иногда бывали, и если бы это произошло не с Гагариным, то про него очень скоро все бы забыли. Тем более как раз в это время А.Леонов и В.Быковский тренировались в прыжках с парашютом примерно в том же месте. Убийственная своей простотой версия была принята к сведению и рассмотрена комиссией, но после проведения испытаний её пришлось отвергнуть и похоронить там, где она и родилась – в недрах Люберецкого НИИ ЭРАТ ВВС. Даже на расстоянии в 50 метров и скорости 2 Маха (около 650 м/сек) воздействие на самолёт-мишень было очень слабым, не больше чем при обычной атмосферной «болтанке».

До рокового дня Гагарину долго-долго запрещали летать. Боялись, что разобьется. А он летать очень хотел и даже писал рапорты с просьбами о допуске к летной работе. Вообще, жизненным девизом Гагарина была фраза, записанная им в дневнике незадолго до гибели, 12 марта: "Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать". Гагарина назначили заместителем начальника Центра по лётной подготовке, но… без права полётов. Наконец руководство разрешило ему постепенно тренироваться, а данный роковой полет был по сути несложным экзаменом на право допуска к более сложным полетам. А.Д.Миронов утверждал в интервью газете «Современник» г.Жуковский Московской области 10 апреля 1998 г., что Гагарин был фактически начинающий лётчик. Его общий налет составил около 70 часов, а вообще начинающим лётчикам разрешают самостоятельный полет после 35-40 часов, проведённых в воздухе с инструктором. Кроме того, у Гагарина был большой перерыв в полетах. Вывод А.Миронова был категоричен: «Гагарин не был готов к этому полёту совершенно». Быть может, опытный инструктор был в форме и мог, в случае чего, подстраховать Гагарина? Но и Владимир Серёгин, оказывается, тоже не был в достаточной степени готов к ответственному полету: «Налёт на реактивных самолётах, в частности на самолетах УТИ МиГ-15, у него, в общем, невелик, а также был довольно большой перерыв в полётах как инструктора». Правда, задание в целом не требовало высокой квалификации: полет в простых условиях и несложный пилотаж. Но надо же было такому случиться, что при явной неготовности летчика и инструктора к полету сам полет осложнился метеоусловиями, поскольку пилотировать пришлось на не очень большой высоте между двумя слоями облаков. Горизонт не был в полете виден – а значит, летели по авиагоризонту АГИ-1, это гироскопический прибор, на экране которого нарисован самолет и линия горизонта. Если самолет начинает опускать «нос» книзу, это сразу видно. Но оказывается, при резких маневрах он на несколько секунд запаздывает с показаниями. И, по мнению А.Миронова, «свежих навыков пилотирования по приборам ни у того, ни у другого не было». Кроме того, на самолёте были подвешены тяжёлые топливные баки…

Что случилось дальше? Трагическое стечение обстоятельств? Возможно. Попав в непроглядную облачность, летчики «потеряли контроль за внешней обстановкой, а затем перешли в штопор, или крутую спираль». Для вывода самолета в горизонтальный полет им не хватило пары секунд, или 100-150 метров высоты... Такой вывод сделала и комиссия. В некоторых публикациях была высказана версия о «мальчишестве», «ребячестве» Юрия, который якобы не удержался от того, чтобы не выполнить пару фигур высшего пилотажа в нарушение инструкций. Гагарин и командир полка Серегин были хорошими знакомыми, учились вместе в ВВА, которая сейчас им. Гагарина. И Серегин принимал экзамен у Гагарина в этом полете. Гагарин выполнил полет замечательно, экзамен сдал, а на возвращении попросил Серегина: «Дай сделаю мертвую петлю! Соскучился». – «Да ты что, потом еще сделаешь. А сейчас опасно, облака слишком низко – 2000 м» - «Ну я аккуратно. Сто раз уж делал и не в таких условиях». И Серегин разрешил. Это было его роковой ошибкой. Гагарин, забыв о наличии подвесных баков, начал делать мертвую петлю под верхним слоем облаков, смотря на авиагоризонт – и не успел выровнять неповоротливый самолет, врезался в землю. Была пара секунд на катапультирование – но это был бы позор и конец карьеры обоих: грубое нарушение инструкции, приведшее к аварии… Версия крайне сомнительная. Опять же вспомним про дисциплину и шаблоны собственного мировоззрения. Зачем Юрию и тем более его дисциплинированному командиру было так рисковать? Они оба прекрасно понимали, что небо не прощает подобного поведения. Кроме того, Юрию и так официально разрешили бы высший пилотаж через некоторое время, что было предусмотрено планами. В одной из газет была высказана уж совсем абсурдная версия о том, что Гагарин снизился, чтобы из кабины высмотреть кабанов в лесу для предстоящей охоты. Это всё равно что пойти охотиться на медведя, но забыть об этом и начать гоняться по лесу за мышами. 

Одной из самых популярных остаётся версия о том, что причина гибели летчиков – диверсия. Эту версию поддерживал и академик Н.В.Левашов. В одном из своих выступлений он заявил, что аварию самолёта Гагарина подстроили советские спецслужбы. Причина очень проста – он имел очень большую известность, ездил по миру, был народным депутатом СССР и имел доступ к закрытой информации. С какого-то времени он начал позволять себе, как честный человек, более или менее открыто критиковать правящий режим и стал неугоден правящей верхушке. Осуществить диверсию было не так сложно – в одну из важных электрических цепей управления самолёта установили простейший размыкатель, который был замаскирован под один из штатных приборов и сработал по радиосигналу с шара-зонда или другого самолёта, находящегося неподалёку. Достаточно было разомкнуть цепь на 1-2 секунды, чтобы машина начала падать. Остальные факторы (неповоротливость самолёта из-за подвесных баков, непростые метеоусловия, непонятные отклонения от полётного задания и т.д.) безупречно скрыли настоящую картину аварии и направили расследование по ложному пути. Возможно, диверсию готовили не спеша и заранее, ведь данный самолёт чуть ли не силой подсунули Гагарину и Серёгину буквально за несколько часов перед стартом вместо привычной им «спарки». Даже не успели снять (а может, специально оставили) пресловутые топливные баки, о наличии которых лётчики не подозревали до самой посадки в кабину. Возможно, подготовили несколько фальшивых планов полёта, несколько отличающихся друг от друга, из-за чего потом возникла путаница. 

Возможно, наши потомки обнародуют тайну гибели первого космонавта планеты Земля. А может быть, никакой тайны нет, просто общество ещё не готово к раскрытию секрета? Я считаю, что во-первых, готово, а во-вторых, правду нужно рано или поздно открывать в любом случае, как бы она ни выглядела. Прошло время обмана и замалчивания «неудобной» информации. Раскрыв эту тайну, мы встроим ещё один кусочек в мозаику прошлого нашей страны, добавим яркий штрих в наше собственное миропонимание.

Пётр Веклич