Русские Вести

ГОЙ КУПАЛА!


Вот и проводили праздник летнего солнцеворота в кругу людей, поддерживающих восстановление из(с)конных славянских традиций.

Благодаря исследовательской деятельности историко-археологического музея г. Волоколамска и группы энтузиастов создана уникальная этнографическая площадкаКрасный Луг на живописном берегу реки Руза, где и проводятся Кологодныепраздники.

Организаторам фестиваля Купала – 2016 в очередной раз удалось  создать атмосферу причастности к доисторическому прошлому наших предков. Сценарий празднования Купалы с виду прост и незатейлив:  вначале совершается на капище обряд – обращение к богам и предкам нашим славным, с добыванием нового огня, где дюжина молодцев  проворачивало с помощью верёвки жердь, находящуюся под прессом.

 

Спустя 10-15 минут посменного участия в процессе возжиганияогня, труд ребят был вознаграждён тлеющим фитилём, из которого были зажжены факелы, а затем и все костры фестиваля. После братины народ потянулся к купальцу,где под лельные песни девицы закрутили хоровод вокруг берёзки. Молодцы же в это время принесли сплетённый из веток образ Ярилы – весеннего солнышка, и устроили его женитьбу на берёзке.

 

Поиграл народ в ручейки под славные песни, повеселились, да посмеялись по-доброму,после чего была разыграна сценка с участием лекаря, в ходе которой, все признают, что весна прошла и пришла пора лета. Девицы,упорно сопротивляются этому, оплакиваютЯрило, прощаются с ними он уходит через кроду под народные песенки. Действо продолжается возле берёзки, которую молодцы вознамерились отправить вслед за Ярилой. Снова начинается диалог парнейс девицами, но убедить отдать берёзку не получается и ребята начинают штурм. Первый приступ не принёс результата, тогда ребята попарно в виде наездников попробовали разрушить защиту девиц, но не тут-то было, берёзка осталась недоступной. Когда в третий раз молодецкий клин понёсся на девчат, стало понятно, что пора защитницам разбегатьсяподобру-поздорову. В результате чего берёзку торжественно отнесли к реке и пустили по воде вслед её суженому…

В это время были зажжены костры и начал народ прыгатьчерез очищающий огонь - кто со своей парой, кто с ребёнком, а кто и в одиночку. Детский азарт с задором, веселье да радость царят в это время на лугу. Все являются и участниками праздника и зрителями одновременно. Вот оно проявление в жизни всем известного выражения - на людей посмотреть, да себя показать. Вдоволь напрыгавшись, пошёл народ под горку, куда и горящее колесо покатилось, мимо людей, да в речку, символизируя солнце, прошедшее свою самую верхнюю точку. Теперь уже день пошёл на убыль, а ночь начинает отыгрывать своё время. Но нам ли быть в печали? Все люди осознают цикличность вселенских процессов и стараются попасть в природные ритмы. Девушки – огнёвушки начинают своё представление, в умелых руках, которых, легко и непринуждённо, летают по своим орбитам огоньки, вознося мысли присутствующих в неведомые дали космических просторов. Красота  и естественность происходящего перед очами настраивают нас на лад с окружающим миром и внутреннюю гармонию.

Празднество подошло к своей кульминации, когда одновременно 40 факелов уложено под купалецдля возжигания!

 

Огонь взялся за дело споро и вскоре, стало совсем невозможно стоять близко к купальцу.В тот момент, когда огонь поднялся на 16 метровую высоту,где на вершине находилось колесо, неожиданно начались залпы салюта, что очень здорово вписалось в программу, как бы являясь в качестве привета современными средствами славным нашим предкам от благодарных потомков.

Тутуже начался массовый хоровод посолонь вокруг купальца.На этом основноедейство праздника было завершено. Дальше, каждый действовал по своей потребности. Кто-то отправился спать в палатку, кто-то даже с фестиваля уехал сразу. Кому-то потребовалось искупаться в речке или в росе утренней. Некоторые пошли делиться впечатлениями у дружеского костра, а то и уединится со своими мыслями у капища иликупальца, некоторые девицы отправляли свои венки по реке. Каждый действовал по своим ощущениям. Как бы ни поступали участники фестиваля, не было такого, что перешло бы границы общественной морали и закона - всё прошло чинно и благородно, учитывая, что по разным оценкам, на фестивале участвовало порядка двух тысяч человек. Что в свою очередь говорит о высоком уровне организации мероприятия. За умеренную цену в 600 рублей на входе, люди реализовали возможность окунуться в атмосферу живого праздника, по возможности приближенного к тому, как его праздновали наши пращуры. Здесь же на мастер-классах была возможность попробовать себя в гончарном деле, ратном – подержать казачью шашку или же прокатиться в седле коня, либо попробовать себя гребцом на ладье, в народных танцах попрактиковаться или через ментальные практики познакомиться с формами общения со стихиями.… На торжище была возможность не только приобрести книги, репродукцию картин художника-славянистаУгланова, обереги, одежду, игрушки и прочие товары, но и познакомиться с авторами этих творений. Действующий костоправ тут же поправлял здоровье людей. Желающие, собравшись в команды по 6 человек, принимали участие в прекрасной народной игре  – лапте, после которой по-новому взглянули на детскую забаву. Обеспечением быта и безопасности гостей, неутомимо были заняты команды радарей и бойцовского клуба. Казаки – реконструкторы внесли неповторимый колорит своей одеждой, представлениями и кухней на общее восприятие праздника. И всё это на фоне прекрасного природного пейзажа.

Желаю выразить глубокое  чувство признательности и благодарности организаторам мероприятия за неизгладимые впечатления, оставленные после фестиваля и пожелать им благоприятного решения общественно значимых задач по восстановлению древних традиций, исследованием и представлением которых обществу онизанимаются. Имеется чувство уверенности, что абсолютное большинство участников фестиваля вновь будут приезжать праздновать сюда, где гуляют со всей широтой души русского человека.Гой Купала!

 

Примечания:

Гой  —   в старину употреблялось при приветствии, обращении к кому-либо.

Этнография -  наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.

Братина- сосуд шарообразный формы, на невысоком поддоне, иногда с крышкой. Братина — обряд братания — братство. Не трудно заметить, что это не просто однокоренные слова. Это символ единства, дружбы, верности.

Купала – бог лета, полевых плодов и летних цветов.

Капище – у славян в дохристианское время: культовое сооружение. Место служения чему-либо; святилище.

Коло Года  (древнерусское слово коло обозначало — «круг, колесо», в том числе солнце) с обозначением его восьми основных дат (всего, известно более сорока славянских праздников). Четыре ключевые точки: осеннее и весеннее равноденствия (Радогощь - Комоедица) и летний и зимний солнцевороты (Купало – Коляда) – это четыре солнечных даты

Купалец – высокий шест, на вершине которого деревянное просмоленное колесо или пук соломы - символ солнца.

Лельные песни –у древних славян: Лель - бог любви и брака; сын Лады. В народных сказаниях: юноша, пробуждавший в людях чувства любви своими песнями.

Ярило – это славянский бог весеннего солнца, юношеской силы, страсти, необузданной жажды жизни.

Крода -  отправление человека к Роду. Кродой так же называется погребальный костер.

Посолонь – движение за солнцем,  по часовой стрелке, обратное коловрату.

Радарь –добровольный помощник, радеющий за общее дело.

Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь.

Огнёвушки  –  исполнительницы вечернего огненного представления.

Эдуард Князев