Русские Вести

Как я физику учил...


Мы все получали образование и знаем, что это такое. Часы кропотливого труда за учебниками, чтобы понять смысл того или иного закона, обещающего раскрыть тайну мироздания. Но открылось ли мироздание нашему взору после получения образования? Многие ли из нас обращали внимание на сам процесс и на то, что преподают учителя? Будучи детьми, мы просто верили на слово. Своей заметкой, я не пытаюсь ущемить достоинство учителей и педагогов, а хочу напомнить, что от их действий во многом зависит мышление ребёнка, а  образование даёт знания о мире и они должны быть максимально приближены к реальности. Иначе это просто обман.

Так случилось, что я, будучи уже взрослым пошёл получать высшее образование. Я уже имел профессию, соответствующую квалификацию и жизненный опыт, а главное моя  деятельность была связана с педагогикой. Поэтому нельзя сказать, что я ничего не понимаю в этом вопросе.

И вот, настал долгожданный момент, и я как первоклассник с открытой душой вышел на учёбу. Радость моя и пыл быстро угасли. Дело в том, что я увидел то, что ранее не увидел ни в школе, ни позже получая свою первую профессию.  Приведу только один пример. Я пришёл на занятия по физике, думая, что уж в университете  должны знать многое, и мне было интересно  поговорить с доцентами и профессорами на интересующие меня темы. Хотелось узнать что-то новое о физических законах природы, о чём не говорили в школе.

На занятии мы, используя формулы, вычисляли совершённую работу и энергию. В конце занятия наш преподаватель  физики спросил - есть ли вопросы. У меня их было много, и я задал свой первый вопрос: «А что же такое собственно энергия?». Не скрою, я уже имел некоторое представление об этом процессе благодаря книгам русского учёного Николая Викторовича Левашова. И вот  физик стал объяснять, записав формулу энергии на доске. Но я сказал, что это формула, а я бы хотел знать, что такое эта самая энергия. И тут физик заметался, он стал писать ещё формулы и говорить о том, что размерность у энергии можно разложить на другие размерности. То есть она измеряется в Джоулях и 1 Дж = 1 Н·м=1 кг·м2/с2. Вот это и есть энергия.

Мне стало жалко человека, потому что я видел, что он не может объяснить фундаментальное понятие. Я спросил: «Правильно ли я понимаю, что в физике одно понятие, то есть энергия выражается через другие понятия, то есть через размерности?» И что самое удивительное  преподаватель с облегчением вздохнул и ответил что это так.

Но на этом эпопея по физике не закончилась, настал день зачета. При объяснении требований зачёта, физик заявил, что на пятерку необходимо знать наизусть как минимум несколько формул. Выучить их конечно не проблема, но любое заучивание создаёт в структурах головного мозга систему ассоциативных связей. И чем качественнее эта связь, тем сложнее она разрушается и переделывается. Грубо говоря, возникает шаблон мышления определённого типа, связанный непосредственно с каким-либо явлением или природным законом. В данном случае с физическими законами природы. И чем дальше такой шаблон от реальности, тем сложнее потом человеку правильно и адекватно мыслить. Конечно, это не говорит о том, что ничего не нужно учить и запоминать. Это не так, нужно, но ассоциировать формулы с реальными законами природы, на мой взгляд, это не правильно.

Я сказал, что формул я не помню и готов объяснить фундаментальное понятие гравитации. Тем более что это будет интересно всем, и покажет, насколько я знаю физику, так как формулы не отражают физических законов природы.

Я привёл пример о том, что скорость света не является константой, уже одно это может говорить об ошибочности расчётов по формулам связанных с ней и такое моё утверждение не голословно, это доказали учёные. Напомнил, что закон притяжения не работает и это доказано экспериментально, что на планете есть места, где протекающие процессы вступают в противоречие с законами современной науки...

Это можно было бы продолжать, но физик сказал: "Физика - это формулы, не знаешь формул, не знаешь физики". На что я ответил, что физика это наука, а наука должна расширять свои границы и изучать процессы, при этом учитывать все факты. Я же предлагаю объяснить процесс гравитации, который является фундаментальным понятием и на котором основана физика.

Я не претендовал ни на какую отметку, так как пришёл получать знания, но оказывается, преподавателя физики знания совсем не интересовали,  хотя можно было для интереса выслушать такое смелое заявление студента о фундаментальных понятиях. Его ответ меня просто поразил, преподаватель ответил, что такие объяснения это философия, а физика - это формулы.

Конечно, этот человек не виноват в том, что его научили так думать, он прекрасный и добрый человек, но подобная позиция нежелания узнать новое, меня просто поразила до глубины души. А ещё больше меня удивило то, что я воочию увидел систему программирования человеческого разума, которая калечит Души и не даёт человеку выйти на уровень творения.

Поэтому, хотелось бы напомнить нашим педагогам: «Вы в ответе за будущие поколения, что вы вложите им в голову, такой мир мы и получим в будущем...»

Алис Илов