Современная психология достаточно молодая наука. Многие учёные не признают её до сих пор, считая, что она находится на грани непознанного и изученного. Современный опыт психологии не так велик, но она сделала много интересных наблюдений. Пренебрегать такими наблюдениями означает отказаться от знаний об окружающем мире. Изучение природы, собственного поведения позволило человеку выделиться из окружающей среды как разумному существу. Но окружающая среда предъявляет к индивидууму особые требования, не приспособившись к которым существо погибает. Поэтому поведение, в том числе и людей, во многом зависит от влияния окружающей среды и получаемой из этой среды информации, на основе которой индивидуум приспосабливается к внешним условиям.
Информацию человек получает разными способами. Это зрение, слух, осязание, обоняние… Каким же способом информация попадает в мозг? В своих книгах «Сущность и Разум», «Последнее обращение к человечеству», Неоднородная Вселенная» русский учёный Николай Викторович Левашов писал о том, что внешняя информация, поступая через органы восприятия в мозг, производит качественное изменение нейронов. Мы будем рассматривать один из возможных каналов восприятия — слух. Именно он отвечает за восприятие звуковых волн. Песни – это информация, обличённая в звуковую волну воспринимаемого нами диапазона. Звуковые волны это не только слова песен, но и музыка, повседневный разговор, радио, телевидение. Всё это справедливо для любых источников речи, но в данной статье мы обратим своё внимание именно на песни.
Что же происходит в человеке, услышь он рифмованные слова в музыкальном сопровождении? Он слышит звуковые волны, влияющие на орган слуха. Одна из важных деталей слухового органа (уха), с помощью которого мы воспринимаем звук, это «улитка». Она заполнена жидкостью. Жидкость имеет определённый химический состав и представляет собой электролит. Электролит — это раствор насыщенный ионами. В «улитке» расположено множество чувствительных клеток рецепторов.
При возникновении звуковых волн происходит перераспределение ионов и молекул электролита.
В одном из научных исследований это описывается так: «...при возбуждении найденными звуковыми частотами происходят процессы, при которых часть воды выходит из окружения иона... Наряду с этим, вероятно, происходят не только количественные, но и качественные изменения водных и водно-ионных структур». (1)
Это изменение передаётся рецепторам, которые, в свою очередь, изменяют свой ионный состав. Весь этот сложный процесс необходим для преобразования механического воздействия звуковой волны в ионный код понятный нашим нейронам. Возбуждение рецепторов передаётся нейронам, отвечающим за восприятие звука, и в них так же происходит перераспределение ионов, что ведёт к временному образованию или разрушению химических связей в ДНК нейрона.
Молекула ДНК обладает таким качеством, которое позволяет влиять на пространство и изменять его. ДНК создаёт свой отпечаток в пространстве на другом материальном уровне, поэтому любое изменение на физическом уровне обязательно проявляется и там. Такие уровни Н.В. Левашов называет эфирным, астральным и ментальным (см. «Сущность и Разум»). Если изменения в ДНК происходят постоянно, т.е. мы регулярно слышим одни и те же слова, эти изменения закрепляются на другом качественном уровне. Мы запоминаем услышанное, это становится нашей частью.
Психологическая программа или шаблон — это устойчивые нейронные связи, задающие тон мышлению и реакциям, то есть действиям. Н.В. Левашов называет это шаблонами мышления и поведения. Об этом говорят психологи, а тренеры НЛП рассказывают о «якорях» и ключевых фразах. Нейролингвистическое программирование (НЛП) — психологические приёмы, с помощью словесных кодов вызывающие необходимое поведение, мысли и реакции у человека.
Существуют приёмы, позволяющие создать программу-шаблон поведения. Например, повторяемость фраз для навязывания определённых мыслей. «При этом виде манипуляции, за счет многократно повторенных фраз, манипулятор приучает объект манипуляций к какой-либо информации, которую собирается до него донести».(2)
Следующий приём – утверждение и повторение. «В данном случае информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие... Г.Лебон отмечал, что с помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания, через определенный промежуток времени, такая информация переходит в сознание». (3)
И чем проще воспринимаемые фразы, чем они эмоциональней, тем они более запоминающиеся. При закреплении такого шаблона (программы) изменяется поведение человека. Почему? Потому что существует и обратный запоминанию процесс – воспроизведение. Например, мы видим скалящуюся собаку. В нашей памяти тут же всплывают всевозможные ассоциации, связанные с этим животным, показывающим свои клыки. 90% людей подумают, что «собака бывает кусачей»… То есть, она скалится — значит, может укусить.
Мозг начинает искать варианты поведения, заложенные в памяти. И находит – бежать, кричать, сопротивляться, взяв палку и т.д. Выбор варианта зависит от степени насыщенности событий и вашего совокупного опыта. Если вас не кусали, и нет личного опыта сопротивления, то вы сейчас этот опыт приобретёте. Если ваш опыт сводится к тому, чтобы обороняться, то вы сделаете именно это. Если у вас несколько вариантов поведения, то «победит» самый простой, у которого максимально эффективный результат в прошлом. Эту информацию мы получили в течение жизни и запомнили её. Она теперь наша часть, и многие уже не помнят, где и как они почерпнули то, что за скалящейся собакой стоит укус. Тем не менее, у каждого прочно сидит в голове цитата из песни, что «собака бывает кусачей»…
Для мозга неважно как этот опыт превратился в мысли и запечатлелся в памяти. Видели ли вы это по телевизору, лично пережили или просто где-то услышали. Мозг впитывает всё без разбора. Когда услышанное стало частью человека, то мозг станет выдавать обратно всё, что он накопил. Если человек услышал, увидел что-то знакомое, активируется та область памяти, которая хранит в себе знакомое, и мозг выдаст варианты действий. Человек будет вести себя исходя из того, что заложено в его памяти. Это может происходить помимо сознания, как рефлекс. И чем менее развит человек, тем легче сформировать у него шаблон поведения и тем проще его действия.
Например, если у вас в памяти сидит, что вы бедны, то вы будете неосознанно делать всё возможное для того чтобы пребывать в бедности. Такая установка (программа, шаблон) должна быть легко запоминающейся. Есть такая присказка «Так, сказал бедняк...» С одной стороны она безобидна, а с другой многократное повторение оной рождает состояние бедняка, и выбраться из него не каждому под силу.
К внешнему воздействию относятся и песни, которые мы ежедневно слушаем. Например, известная песня группы Иванушки International «Тучи». Песня незамысловатая, в принципе не имеющая конкретного смысла. А вот шаблон поведения в ней присутствует и это цель данного произведения.
Текст из куплета: «А тучи, как люди, как люди они одиноки. Но все-таки тучи не так жестоки…» Здесь установка человека на одиночество, люди они одиноки, вы же человек, а значит одинок. И жестокость — вы же не тучи, следовательно, вы ещё более жестоки, чем тучи.
Возьмём песни советских времён или те, которые слышим по радио. А теперь внимание! Любимая всем песня из кинофильма «С лёгким паром». Исполнитель Сергей Никитин. Её знают практически все. Вот текст:
Если у вас нету дома,
Пожары ему не страшны.
И жена не уйдет к другому,
Если у вас, если у вас, если у вас нет жены,
Нету жены.
Припев:
Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь.
Думайте сами, решайте сами,
Иметь или не иметь. Иметь или не иметь.
Если у вас нет собаки,
Её не отравит сосед.
И с другом не будет драки,
Если у вас, если у вас, если у вас друга нет.
Если у вас нету тёти,
Её вам не потерять.
И если вы не живёте,
То вам и не, то вам и не, то вам и не умирать.
Припев
С одной стороны, песня шуточная и автор не имел злого умысла. Но не спешите делать выводы относительно самой песни. Кто не повторял многократно и под гитару этот шедевр?! Её крутят каждый Новый Год и это не случайно. Чувствуете ли вы, что здесь что-то не так? Проанализируем этот текст с точки зрения шаблонов поведения и мышления. Как же воспринимает наше подсознание информационное воздействие, то есть слова этой песни? Распишем для примера первый куплет.
«Если у вас нету дома, пожары ему не страшны». Вы воспринимаете данную установку с точки зрения - «как лучше». Конечно лучше, чтобы ваш дом не сгорел. Сгореть он может, только если он есть. А теперь, какое самое примитивное решение может выдать ваш мозг? Отсутствие дома в принципе! Для исключения возможности пожара самый лучший вариант – не приобретать дом. А ещё пожар опасен для здоровья, поэтому дом не нужен.
Далее. «И жена не уйдет к другому, если у вас нет жены». Эта установка на… внебрачие, вы можете всплеснуть руками, но не спешите. Душевное потрясение является для подсознания самым вредоносным событием, это ведь стресс, и вы выходите из зоны комфорта. А стресс – это потеря энергии, сильный стресс приводит к заболеваниям (см. «Сущность и Разум», глава Природа эмоций).
Поэтому подсознание старается не допустить этого. Таким образом, если вы хотите комфорта и не испытывать стресс, то не стоит заводить жену, ведь она может вас бросить — а это стресс.
«Нету жены» - утверждение данной установки и об этом написано выше: «Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения...» Других вариантов просто не существует. Нет жены, и всё тут.
Вы воспринимаете песню эмоционально. Душевно поёте и вкладываете туда свой потенциал, следовательно, такие установки лучше усваиваются. Нейронные связи крепнут, и разорвать эти узы, с течением времени, будет непросто.
Какие установки даются дальше по тексту песни: Не иметь собаку - сосед может её отравить — стресс. Нет друга - с ним может быть драка и ссора – опять стресс.
Не общаться с тётей, а лучше, что бы её вообще не было, так как страх потери (смерти) — это стресс. И наконец, вам говорят о том, чтобы… вообще не жить! Ведь умирать никто не хочет. Это сильный стресс, поэтому лучше вообще не жить.
И в каждом припеве даётся выбор.
Думайте сами, решайте сами,
Иметь или не иметь.
Иметь или не иметь.
Алгоритм работы подсознания сводится к выбору того, что заложено в памяти. Вам предлагают завести жену. Но установка «она уйдёт к другому» уже заложена в вашу нейронную сеть головного мозга, а такое событие неминуемо вызовет стресс. Эта информация поступила в мозг через орган слуха. Зона, хранящая эту информацию, активирована и тогда в песне возникает вопрос: как поступать – иметь или нет? На такой вопрос подсознание срочно ищет варианты ответов в своей памяти и находит уже активированный вариант - раз жена может уйти и это очень плохо для себя любимого, действие будет однозначно - «не иметь». Выбора у подсознания просто не существует. Оно ищет самый оптимальный и знакомый вариант, а припев помогает закрепить данную установку.
Теперь вы знаете, как это работает. Поэтому старайтесь видеть такие шаблоны, и у вас появится свобода для свершения достойных и великих дел.
P.S. Живите долго и счастливо, с жёнами и детьми, родственниками, в радости и достатке, заводите добрую собаку, которая воспитана и не ест с чужих рук, дружите с соседом, пусть у вас будет много друзей, будьте добры и здоровы...
Александр Каракулько
Литература
1 Влияние звуковых и световых волн на структурные перестройки водных и водно-солевых надмолекулярных кластеров. Шеин А.А., Кершенгольц Б.М. Якутский государственный университет им.М.К. Амосова.
2 Способы манипулирования психическим сознанием человека. С.А. Зелинский, 2008.
3 Манипуляции посредством телевидения. С.К. Кара-Мурза, 2007.
4 Сущность и Разум. Н.В. Левашов, 2000.
5 Последнее обращение к человечеству. Н.В. Левашов, 2000.
6 Неоднородная Вселенная. Н.В. Левашов, 2009.